Киргизские собаководы продолжают работу над возрождением настоящего красноглазого тайгана 11:37 11.01.2006
Год Огненной собаки, или кыргызского тайгана?
Наш давний читатель и герой Руслан Айталиев предлагает назвать в Кыргызстане с наступивший новый год годом не Огненной собаки, а кыргызского тайгана.
Руслане Айталиеве и его работе наша газета писала два года назад в публикации "Отважный рыцарь с красными глазами". Зооинженер по образованию, а ныне предприниматель, он уже не один год исследует все, что связано с историей и разведением тайгана - уникального, верного, бесстрашного и умного спутника кыргызов на протяжении многих веков, прирученного ими, по всей видимости, еще в каменную эпоху. Бережно собирая по крупицам сведения об этом животном, Руслан пришел к выводу, что оно поистине заслужило право быть названным национальным достоянием кыргызского народа. Вечная жизнь в горах, где добыча скачет по скалам, "выточила" его параметры (низкорослость и прямое, как стрела, туловище), природа наградила его кроваво-красными глазами. > Почти каждая собака, почуяв волка, идет на попятную. Тайган же никогда не бросает хозяина. Исследователи описывают случай, когда, спасая охотника, он набросился на медведя. Не зря кыргызы с древних времен называют его "кумайык" ("кумай" - стервятник, "ыйык" - величественный).
Охотники из уст в уста передают притчу о том, как то ли в войну, то ли после нее тайганы загоняли в селение горных козлов, чтобы люди не умерли от голода.
Увы, тайганов в чистом виде в природе не сохранилось. Айталиев и несколько его единомышленников в течение уже немалого времени путем скрещивания полукровок пытаются вывести наиболее приближенный к древнему тайгану экземпляр, яркой отличительной особенностью которого являются красные глаза.
Идею назвать 2006 год годом не отвлеченной Огненной Собаки, а годом тайгана Руслан обосновывает несколькими аргументами. Во-первых, предполагает, что древние китайцы, составляя календарь, отнюдь не случайно один из годов посвятили Огненной Собаке: их и кыргызов испокон веков связывали многие нити, в том числе родственные. Известно, например, что кыргызских девушек выдавали замуж за китайских властелинов, и поэтому китайцы не могли не видеть тайганов: собак рыжевато-огненного окраса и с кроваво-красными глазами. Возможно, вместе с кыргызами они и охотились с помощью тайгана.
Второй аргумент состоит в том, что мы только что пережили год Петуха - драчливого и горластого. И жизнь оказалась под стать ему: сложной и драматичной. Собаку, говорит Руслан, тоже отнюдь не назовешь незлобивым существом: лает, кусает... Но тайган в особом ряду: спокоен, на человека не бросается, не лает (издает звуки, похожие на лай), за что его прозвали молчуном.
И, наконец, третий аргумент: надо возвращать тайгана из незаслуженного забвения.
Вместо комментария: Эмиль Джапарович Шукуров, доктор географических наук, научный советник Центральноазиатского трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия Глобального экологического фонда:
- Думаю, предложение Руслана очень актуально и разумно. Тайган, можно сказать, - вклад кыргызов в мировую сокровищницу не только охотничьих собак, но и агробиоразнообразия, созданного человеком. Это одна из наиболее древних пород собак, от которой ведут свой род очень многие гончие. Она примечательна также тем, что обладает рядом признаков, благодаря которым стоит особняком от остальных собак.
Восстановить генофонд тайгана было бы очень важно. Это стало бы селекционной основой, на которой можно выводить другие породы охотничьих собак. Но прежде всего надо "очистить" самого тайгана - вполне выполнимая задача, учитывая, что в республике есть немало экземпляров этого животного, приближенных к чистокровному. Кыргызстан был родиной исходного тайгана и может стать родиной восстановленного.
Кроме того, его возвращение из небытия означало бы и возможность возрождения национальных видов охоты. Человек в течение тысячелетий охотился на диких зверей с птицей и собакой - это гораздо более захватывающее и красочное зрелище, нежели охота с огнестрельным оружием, и могло бы стать частью туристического бизнеса на территории республики. К тому же такая охота не может нанести непоправимого ущерба природе, экологически она более приемлема и способствовала бы восстановлению баланса между нею и человеком. Таким образом, возвращение тайгана имеет генетическую, историческую и экологическую ценность.
К. АСКЕРОВА
№1 (21891) 6 января 2006г
|