"Вечная память героям". В Туркмении "День памяти", приуроченный к взятию русскими крепости Геок-тепе 13:36 12.01.2006
Сегодня, в День памяти о тех, кто отдал самое дорогое, что у него есть - жизнь - за свободу, независимость, честь и достоинство Родины, во всех городах и селах Балканского края, в административном центре велаята на всех зданиях госучреждений, предприятий и организаций приспущены Государственные флаги.
С раннего утра жители Балканабата и поселков посетили места упокоения близких. Городские власти организовали дополнительные автобусные маршруты на кладбища Гараахун, Хакбердыахун и Омарата.
Траурные мероприятия, в которых принимали участие руководители велаята и города Балканабат, активисты общественных организаций, входящих в Общенациональное движение "Галкыныш", представители духовенства, многочисленные жители города пришли на кладбище Гараахун. Здесь, как и на всех городских кладбищах, прошли поминальные намазы, садака. На митингах выступавшие говорили о том, что мы должны помнить о героях, отдавших жизнь за Родину, воспитывать на их примере молодежь в духе патриотизма и верности идеалам свободы и независимости. Уважаемые старейшины, аксакалы поведали молодым о тех, кто покоится здесь. Это и есть, видимо, та самая нить, которая связывает поколения людей, живущих на этой земле, в одно целое, в один народ и называется она благодарной памятью потомков о своих предках.
В этот день могилы родных и близких посетили и православные христиане, и представители других конфессий, для них также были организованы дополнительные автобусные маршруты, созданы все условия для исполнения полагающихся обрядов. Ведь > День памяти в Туркменистане – это дань уважения всем, ушедшим в мир иной, чья жизнь была связана с туркменской землей.
Мероприятия, прошедшие в административном центре Балканского велаята - Балканабате, в других городах и селах Балканского края, еще раз наглядно продемонстрировали то, что балканцы верны заветам предков, помнят их и с честью продолжают их дела.
Халмурад БЕГДЖАНОВ
--- 12 января 2006 г.
Для каждого туркменистанца День памяти имеет глубокий и общенациональный смысл. В этот день мы поминаем всех славных сынов и дочерей Родины, которые своими подвигами вписали в летопись нашей истории страницы мужества и величайшего патриотизма – защитников Геоктепинской крепости и героев Великой Отечественной войны. В этот день в наших сердцах и память о соотечественниках, погибших на чужбине, и скорбь обо всех безвинных жертвах войн, стихийных бедствий.
Сегодня утром в Мары состоялось торжественное шествие и возложение цветов к мемориалу воинской славы. В церемонии приняли участие представители велаятского, городских и этрапских хякимликов, общественных организаций, входящих в Общенациональное движение "Галкыныш", трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений, ветераны, учащаяся молодежь.
Чтя память ушедших в мир иной, марыйцы дают садака. Они проходят во всех городах, этрапах, селах велаята. Большая поминальная трапеза проводится в мечети Ходжа Юсупа Хемедани.
Алексей ЧЕРНЯЕВ
* * * "Тот, кто не помнит ушедших в мир иной, не любит и живых" - гласит мудрая туркменская пословица. Поэтому День памяти в Туркменистане – особый день, и сегодня дашогузцы, как и все туркменистанцы, приняли участие в поминальных церемониях.
Главные мероприятия этого дня проходят в Куняургенче, на древней и священной земле "360 святых". Именно здесь дан большой садака. В память о тех, кто в разные эпохи истории туркменского народа боролся за независимую Отчизну и счастливую жизнь народа, кто безвременно ушел в мир иной, были прочитаны молитвы. Имена героических защитников Геоктепинской крепости, ставшей символом необоримого духа, как общенациональную гордость и святыню будет вечно хранить народная память.
В этот скорбный день десятки тысяч дашогузцев совершили зыярат-паломничество к местам погребения своих родных и близких.
Поминальные трапезы состоятся также в таких святых местах, как Ахун баба в Дашогузе, Исмамут ата в этрапе Героглы и других.
Тысячи дашогузцев приняли участие в работах по благоустройству и приведению в порядок мест захоронений. Отдавая дань уважения памяти всем погибшим и умершим, независимо от национальности и вероисповедания, наши соотечественники исполняют свой святой долг, демонстрируя приверженность лучшим традициям туркменского народа, духовным ценностям, унаследованным от великих предков.
Аннамамед МЯТИЕВ
--- Символ мужества и свободолюбия /12.01.2006/
Сегодня Туркменистан отмечает День памяти. 12 января – священная дата в истории туркменского народа. За свою многовековую историю туркмены многое выстрадали, понесли огромные потери, пережили лишения и трагедии. В этом - боль и гордость земли туркменской.
Боль утрат, скорбь не признают различий по национальной принадлежности и вероисповеданию. Поэтому и День памяти стал днем единения и солидарности всех жителей Туркменистана. Сегодня во всех мечетях страны совершаются молебны за упокой души всех безвинных жертв, не вернувшихся с полей военных сражений, погибших в роковую ночь страшного землетрясения 1948 года.
В Геоктепинской мечети совершается главный в стране молебен в светлую память отцов и дедов, отдавших жизнь за свободу Родины у стен Геоктепинской крепости. Многие из них погибли в неравном бою, но обрели бессмертие в памяти потомков.
Подвиг защитников Геоктепинской крепости стал символом свободолюбия, мужества, героизма туркмен, их готовности к самопожертвованию во имя свободы. 125 лет назад у стен цитадели они защищали свое право жить на родной земле по обычаям и традициям предков. Почти половина населения Ахалского велаята – около 45 тысяч человек - пришли сюда, чтобы дать отпор неприятелю. Они расселились, как указано в исторических документах, в 10 тысячах юрт.
Здесь к концу 1880 года было сосредоточено большое количество царских войск.
Оснащение туркменских воинов, вооруженных в основном саблями и кинжалами, не шло ни в какое сравнение с вооружением противника. Рассчитывать на победу в таких неравных условиях, конечно же, не приходилось. Тем не менее к ним на помощь спешили марыйские джигиты.
С середины декабря 1880 года крепость, взятая в плотное кольцо, ежедневно подвергалась жестоким артобстрелам. Защитникам крепости не хватало продовольствия и оружия. 12 января 1881 года царские войска атаковали крепость, разрушив мощнейшим взрывом ее стену. Внутри крепости началась ожесточенная схватка, не на жизнь, а на смерть. "Пленных не брать!" - таков был приказ царского военачальника.
Наш народ всегда хранил в памяти подвиг мужественных защитников земли туркменской. И лишь в 1990 году, еще на заре независимости в память о героической обороне крепости Геоктепе Указом Президента Туркменистана С.А.Ниязова установлен День памяти. На территории Геоктепинской крепости возведена мемориальная мечеть, где ежегодно 12 января совершается молебен в память о героях земли туркменской.
Проявлением самых благородных и гуманных черт характера туркмен стало и то, что вместе с сыновьями и дочерьми туркменского народа поминаются и безвинно погибшие сыновья других народов.
Священная память об этом событии, ставшем олицетворением трагедии и мужества народа, передается из поколения в поколение. И день 12 января страна встречает с приспущенными во всех городах, поселках, селах Государственными флагами. Объявленный нерабочим, он предоставляет каждому туркменистанцу возможность помянуть родных и близких, посетить кладбище, дорогую могилу, вознести молитву, совершить поминальные трапезы. Ибо памятью и жив народ.
www.turkmenistan.gov.tm
12.01.2006
***
Армия на марше Эпоха колонизации
Через несколько десятилетий после эпопеи Шамиля в повестку дня встал вопрос о вхождении в состав России, если угодно - покорении Средней Азии. Естественным образом и там встала проблема рабства и работорговли в Средней Азии.
Гораздо менее известный публике, нежели известный писатель, но всемирно признанный специалист-востоковед академик В. В. Бартольд свидетельствует: "Присоединение к России культурных областей бассейна Аральского моря первоначально не имелось в виду. Еще в ноте, посланной в 1864 году всем великим державам, министр (иностранных дел. - А. И.) князь Горчаков говорил только об установлении прочной и безопасной государственной границы как о единственной цели военных действий; для этой цели признавалось необходимым подчинить России кочевников, с которыми не могло быть никакого прочного соглашения, и расширить пределы русских владений до ближайших культурных государств, с которыми казалось возможным установить добрососедские отношения".
Нам неизвестны никакие комментарии цеховых историков к тому историческому факту, что одним из результатов Хивинского похода русской армии и присоединения Хивинского ханства к России стало освобождение и возвращение на родину сорока тысяч (!) содержавшихся в хивинском рабстве пленных.
После Хивы наступил черед Мерва. 1 февраля 1881 года "Московские новости" опубликовали телеграфное сообщение из штаба Скобелева о взятии главной цитадели Туркмении - крепости Геок-Тепе: "После объявления прокламации с предложением текинцам возвратиться на свои места население начало возвращаться и сдает свое оружие; до сих пор явилось до 7000 семейств. Софи-хан, Худай-Верды-хан и другие почтенные ханы у нас в лагере, через них собирается все остальное население. Семьям, взятым в Геок-Тепе, выданы запасы провизии, и принимаются меры к отправлению их по своим местам".
За попытки бесчинства виновные, в том числе из победителей, отвечали головой. 11 февраля, например, по приговору военного суда был расстрелян солдат, ворвавшийся спьяну в кибитку кочевника и убивший ее хозяина.
Были, разумеется, и такие, кто не поверил "Ак-сардару" ("Белому воеводе"), как называли здесь Скобелева, и признавшим его победу почтенным ханам. Уход этой части туркменского населения от оружия Ак-сардара в Персию обернулся для них огромной бедой: беглецы были обращены в рабство приграничными персидскими властями. В ответ на требование новых военных властей освободить захваченных персидский губернатор приграничной провинции отвечал официально, что пленные "составляют приобретение племенное и речи о них не должно быть".
Наглость приграничного чиновника имела глубокие политические корни. Без официального документа о присоединении ("покорении") Мерва к России персидский губернатор находил все основания разговаривать с русскими военными властями как бандит с бандитами.
Однако его позиция рухнула сразу после так называемого "Клятвенного обещания". Оно состоялось в Ашхабаде 16 ноября 1881 года и стало юридической основой новых отношений России и мерва. От имени своего народа туркменские старшины обязались:
"1. Никогда и ни под каким предлогом не поднимать оружия против русских и во всем слушаться приказаний и советов русских начальников, поставленных государем императором всероссийским над туркменскими народами.
2. Прекратить навсегда разбой и грабежи как проходящих через Мерв и другие земли караванов (тем самым выполнение программы Горчакова завершалось. - А. И.), так и жителей туркменских и других стран, а также персидских земель (отметим специально последнее условие: Россия обеспечивала прекращение вековой вражды соседних и родственных народов. - А. И.). В случае же учинения кем-либо из нашего племени разбоев обязываемся подвергать виновных наказанию по шариату (выделено мною.- А. И.) и возвращать потерпевшему все награбленное имущество, а при невозможности этого возмещать потерпевшим - стоимость награбленного. В этих случаях обязываемся безусловно выполнять решение русских властей.
3. Прекратить навсегда торговлю невольниками.
4. [...>
5. Давать охрану русским торговым караванам, а также караванам других соседних народов, проходящим через Мерв в Хиву, Бухару и Персию, за установленную плату; допускается взимание существующего по обычаю сбора с караванов..."
отметим специально третий пункт этого соглашения. Во все времена, включая текущее, неистребимые голоса торжествующе гремят о том, что правовые нормы и законы империи в принципе не могут быть согласованы с интересами и правовыми нормами ее периферии, провинции и тем более колонии. Тем самым всенародно и повсеместно провозглашаемый принцип гармонии того и другого, согласно этому широко распространенному мнению, в принципе не может быть ничем иным, кроме как политическим и правовым лицемерием. Неизбежны, стало быть, неразрешимые, "антагонистические" противоречия имперского и областного права, которые не могут быть разрешены ничем, кроме принесения слабого в жертву.
Указанный пункт "Клятвенного обещания" вполне может быть доказательством этого тезиса и одновременно его опровержением. Работорговля была тысячелетней традицией и одновременно тысячелетним проклятием Турана. Только силой можно было заставить Среднюю Азию отказаться от работорговли, и, однако, ничего другого она не желала так страстно. Лучше любых доводов это было доказано всеобщей готовностью принять это требование, навязанное штыками и пушками Скобелева.
В свою очередь русское правительство обязывалось:
"1. Не нарушать ни религии, ни обычаев, ни порядка управления, ныне в Мерве существующих.
2. Не назначать в Мерв особых русских начальников.
3. Не налагать на мервцев никаких податей.
4. Оказывать мервским туркменам в русских пределах то же покровительство, которое со стороны русского правительства оказывается подданным бухарского эмира и хивинского хана".
Последний пункт при всем его канцелярском лаконизме сразу заставил персов вернуть десятки тысяч порабощенных ими беглецов из Мерва: опытный бандит охотно побазарит с другим бандитом, но никогда не будет хамить не только следователю или прокурору, но и вообще никакому государственному служащему.
На опыте соседних Бухары и Хивы, уже подчинившихся Москве, туркмены знали, что отношения внутри Российской империи строятся на принципе "Иметь столько суверенитета, сколько можешь переварить". Разумеется, формулировки для этой мысли благороднейшие сыны пустынь, воспитанные на Фирдоуси и Джами, находили несравненно благозвучнейшие. Но дело от этого только выигрывало.
в точном соответствии с этим принципом внутренний строй этих ханств остался нетронутым. "Царские власти особенно стремились разъяснить, что не будут вмешиваться в духовную жизнь мервских туркмен и их обычаи. На этом настаивало и Министерство иностранных дел... Генералу Рербергу предлагалось сообщить туркменам Мерва, что "правительство наше обязуется не нарушать ни религии, ни обычаев порядка управления, существующих у туркмен, не назначать в Мерве властей своих, не налагать на них никаких податей и оказывать туркменам в русских пределах такое же покровительство, которое оказывается подчиненным бухарского эмира и хивинского хана" (Цит. по: АрбековП. Захват Мерва//Туркменоведение. 1931. № 1-2. С. 48; обратим внимание на перекличку выражений у профессионалов-историков: для П. Арбекова покорение Мерва есть "захват", для цитирующего его академика Тихомирова - "присоединение").
Пример бухарского эмира и хивинского хана особенно трогал сердца и сладостно размягчал печень зачислением того и другого на российскую военную службу в звании полковника с выплатой полковничьего жалованья при надлежащих персональных надбавках тому и другому. Россия тех времен была удивительным государством: она брала на себя лишь те обязательства, которые могла выполнить, и выполняла те, которые брала.
В Чечне борьба за права человека потребовала крови. Не за "вольности" горцев, а именно за право порабощать людей и торговать ими развернулись события, которые вошли в историю под именем "Кавказская война". Детальному описанию и анализу событий Кавказской войны посвящены капитальные исследования, которые в настоящее время начинают возвращаться в научный оборот и к сведению публики.
Александр Иванов Журнал Москва. июль 2002.
(печатается со значительными сокращениями) ashga.sitecity.ru/ltext_2207133347.phtml?p_ident=ltext_2207133347.p_3001161234
|