Д.Каримов > Кочевая конфедерация. Может ли Кыргызстан слиться с Казахстаном? 10:42 17.01.2006
Интригующую идею выдвинул недавно один из координаторов Загранбюро казахской оппозиции в Бишкеке. Он в ближайшей перспективе намерен вместе с соратниками добиваться создания конфедерации между Кыргызстаном и сопредельной страной. Чтобы, значит, братские народы не разделялись таможенными постами и пограничными препонами.
>Идея конфедерации между соседями на постсоветском пространстве, как известно, ненова. Взять, хотя бы союз России и Беларуси. Сложно сказать, насколько он выгоден Москве. Но батька Лукашенко чувствует себя под прикрытием Кремля очень вольготно. И, вопреки тому, что демократический мир окрестил его последним диктатором Европы, сдаваться оппонентам не намерен.
В Центральной Азии одно время миссию объединителя пытался взять на себя президент РК Нурсултан Назарбаев. Он - сторонник и инициатор евразийской интеграции. Однако, несмотря на авторитет, не сумел достучаться до сердец других лидеров СНГ, ныне переживающего кризис. Тот же Аскар Акаев о государственном объединении предпочитал не распространяться. А вот его зять, по слухам, идею слияния Кыргызстана и Казахстана поддерживал. Что, в принципе, неудивительно, ведь Тойгонбаев - соотечественник Нурсултана Абишевича.
Из представителей нынешних властей мысль о создании конфедерации одобряет вице–премьер Адахан Мадумаров. Правда, насколько с ним согласны его коллеги по министерскому цеху и президент - неясно. Так что в этом плане Адахан Кимсанбаевич - настоящий пионер. А, возможно, и одиночка. Поскольку существуют большие сомнения в том, что официальные власти поддержат частное мнение государственного мужа.
Идею объединения с большим одобрением принимают коммунисты. Пламенная Клара Ажибекова, к примеру, даже во время избирательной кампании в парламент использовала мысль о возрождении Советского Союза. "Моя родина - СССР", - утверждала лидер Коммунистической партии с агитационных плакатов. И считает так по сию пору. В принципе не согласиться с ней нельзя. Потому что большая часть кыргызстанцев все же родилась в "империи Советов".
Примерно тех же взглядов придерживается и другой красный лидер страны - депутат и глава Партии коммунистов Кыргызстана Исхак Масалиев. Он и соратники, по его словам, всегда выступали за восстановление СССР. "Но мы - реалисты, - говорит он. - Понимаем, что вернуть Советский Союз сложно. Но сближаться с Казахстаном нашей республике надо. И в перспективе мы к созданию конфедерации с соседями все равно придем. По тому же пути нужно строить отношения с другими республиками региона - Таджикистаном и Узбекистаном, а также с Россией. Перспективы объединения очень заманчивы".
Однако, как полагает Масалиев, ни президент, ни парламент действующего созыва идею создания кыргызско–казахской конфедерации не одобрят. Менталитет, дескать, не тот. У партий, разделяющих убеждение об объединении с соседями, нет лобби. Так что, по мнению лидера ПКК, ждать конфедеративных инициатив от Жогорку Кенеша еще как минимум лет пять. Если, конечно, избранные в 2005 году депутаты не станут вдруг убежденными ленинцами.
- Когда тюрко-язычные народы начинали понимать, что их обманывают - они протестовали. Когда их били - стремились объединяться. А когда были едины - покоряли огромные пространства и распространяли свою власть на другие народы, - говорит известный дока в истории Туркестана, глава пока незарегистрированной партии "Новое время" ("Жаны мезгил") Наркас Мулладжанов. - Пока бывший Туркестан не понимает, в чем соль интеграции, не видит, что, будучи вместе, его народы добьются много больше, чем живя самостоятельно. А пора бы понять, что процесс размежевания закончился, теперь надо объединяться. Интеграционный союз или конфедерация нужны. За единым Туркестаном - великое будущее. К сожалению, это понимают далеко не все.
К "далеко не всем", по мнению Мулладжанова, относятся как многие отечественные политики, так и обычные граждане титульной национальности. Уж слишком, как считает Наркас Саматович, довлеют над ними интересы родов и кланов. Причем последние противятся не только межгосударственной интеграции, но и объединению самих кыргызов как этноса.
Отчасти с такой точкой зрения согласен лидер движения "Жаны багыт" и партии Справедливости и прогресса Муратбек Иманалиев. "Наши власти могут пойти на образование союза с Казахстаном, если будут в отчаянии, когда ситуация станет совсем безнадежной, - рассуждает экс–министр иностранных дел. - Но пойдут ли на это соседи - большой вопрос. Не думаю, что они готовы нагрузить на себя наши проблемы. Мысль об альянсе достаточно долго муссируется некоторыми политиками и культурными деятелями. Но нет уверенности, что с подобным решением согласятся деловые круги и другие сословия. Планы по конфедерации имеют право существовать, но воплотить их, возможно, удастся не раньше, чем через 20 лет, когда к власти придет новое поколение".
А вот другой представитель коренного этноса - известный депутат и партийный лидер Кубатбек Байболов - считает, что конфедерация с Казахстаном была бы очень выгодна для нас. "А почему нет? - задается вопросом он. - Вся Европа объединяется. И ничего плохого в этом нет. Для объединения с Казахстаном есть серьезные предпосылки. Например, центробежные тенденции, которые возникли в государствах юга Содружества. Есть и другие проблемы, с которыми столкнулся Кыргызстан. Это слабое государственное управление, чахлая экономика, растущая преступность. А рядом мы видим стремительно поднимающийся Казахстан, который в ближайшие годы войдет в число развитых стран мира. Так что образование конфедерации с ним было бы очень полезно. Другое дело, как посмотрят на это в Казахстане. Нужны ли мы им?".
А почему бы, опять–таки, и нет? Создадим конфедерацию на взаимовыгодных условиях. Казахстан позволит нам динамично развиваться. Кыргызстан "причастит" соседей к древней истории. И будут 2200 лет насчитывать не кыргызы, а народ Великой степи. В конце–то концов, еще несколько десятилетий назад этот народ называли кыргызами. Так что, Нурсултан Абишевич, присоединяйтесь к идее. Дело предлагают. Причем близкое вам по интеграционному духу.
Данияр КАРИМОВ 17 января 2006 года. №6
|