Как он пел... Памяти выдающегося таджикского певца-шашмакомиста А.Бобокулова 00:27 20.01.2006
Ахмад Бобокулов - шашмакомист с итальянским бельканто Когда голос певца становится родным и близким народу, когда имя его знакомо каждому, кто дружит с песней, это значит - пришла к артисту заслуженная слава. Такой славой по праву мог гордиться певец редкого дарования – Народный артист Таджикистана, народный артист СССР Ахмад Бобокулов. 17 января 2006 года великому певцу исполнилось бы 75 лет.
>Его знаменитая песня "Республикаи ман" ("Моя республика") до сих пор звучит на многих торжественных мероприятиях Таджикистана. И хотя ее не раз исполняли и другие певцы, никому еще не удавалось спеть так, как пел он. В чем секрет феномена Бобокулова? Почему его голос до сих пор живет в памяти людей? Корреспондент "АП" попытался собрать воспоминания соратников, друзей, учеников и родных Ахмада Бобокулова. Некоторых из них уже тоже нет с нами.
"Я бы поставил 6" Бурхон Маматкулов, народный артист РТ, ученик А. Бобокулова: "Я думаю популярность Ахмада Бобокулова как певца - в его необычном голосе. Это признали и в Москве. Его педагог Василий Федорович Карин рассказывал мне интересный случай, который произошел во время преддипломного выступления Бобокулова. В малом зале консерватории вместимостью в 500 человек, вначале выступал выпускник из Болгарии, который был двухметровым здоровяком. Он выступил блестяще. Зал ему долго аплодировал, бросали цветы. Василий Федорович испугался: как же после такого выступления будет петь его Ахмад? И тут на сцену выходит он - худощавый, маленький, с короткими ручками. Его на большой сцене даже и не видно было толком. Он поет одну, две, три песни. Так от того болгарина после выступления Бобокулова, по словам Карина, "ничего не осталось"! Когда он спел арию неаполитанской школы, зал аплодировал стоя, а после русской народной песни "Как пойду я…" сам ректор консерватории А. И. Свешников выбежал на сцену, обнял Ахмада и сказал: "Жаль, что нет оценки 6, а то бы я ее поставил!".
Бобокулов – эстрадный певец? Академик М. Осими: "Ахмад Бобокулов - певец широкого диапазона. В начале 60-х эстрада стала входить в моду. Молодежь сильно увлекалась эстрадной музыкой, эстрадные певцы пользовались широкой популярностью. В вузах создавались эстрадные ансамбли. Такой ансамбль был создан и в полититехническом институте, где я был ректором. Этот ансамбль послужил ядром знаменитого ансамбля "Гульшан". Ахмад Бобокулов тоже стал петь эстрадные песни в этом ансамбле. Однажды ко мне обратился Камол Айни и с сожалением сказал, что в лице Бобокулова мы можем потерять талантливого шашмакомиста. Тогда я (в то время уже зам. председателя Совета Министров Таджикистана) позвал Ахмаджона и сказал, что не одобряю его увлечение эстрадой. "Вы певец высокого класса. В будущем, несомненно, появятся немало хороших эстрадных певцов. Я уверен, что появятся и талантливые оперные певцы, хотя и в этом жанре являетесь непревзойденным. Но я уверен, что даже в отдаленном будущем, не могут появиться шашмакомисты вроде вас. Ваш талант уникален и неповторим. Эстрада для вас – потеря таланта".
История одной песни Шарофиддин Сайфиддинов, композитор, автор песни "Республикаи ман": "Ахмад Бобокулов - великий певец 20-го столетия. Он распространил по всему миру музыкальное искусство нашего народа. Я познакомился с ним в 60-е годы во время учебы в Москве и счастлив, что, сумел пронести нашу дружбу до самого конца. Многие мои произведения стали известными благодаря его талантливому исполнению. Песня "Республикаи ман" появилась в 1974 году, когда отмечалось 50-летие Таджикской ССР. Поэтам Боки Рахимзода и М. Фархату было поручено написать слова к патриотичной песне, чтобы с этой песней выступать на Днях таджикской культуры в Москве. Я написал музыку, а спел ее Ахмад Бобокулов. Она была написана именно для него, потому что я рассчитывал именно на его голос. Песню с авторами мы переделывали 5-6 раз, учитывали каждую интонацию, тембр. Он прекрасно исполнил эту песню, записав ее с московским оркестром. До сих пор никто не смог достичь его уровня исполнения. Другие тоже хорошо поют, я согласен, но это все же не то".
Великий тенор Шамси Киямов, народный артист РТ: "В сентябре 1982 года в Колонном зале Дома союзов состоялся концерт художественных коллективов Таджикистана, посвященный 60-летию образования СССР. Бобокулов выступил со своим коронным номером – песней "Республикаи ман". На завтра нас пригласили в один из клубов Орехово-Зуевского района Москвы для концерта. Когда Ахмаджон готов был петь, на месте не оказалось концертмейстера. Что делать? Он успокоил нас: "Не беспокойтесь. Я сам себе буду аккомпанировать, только микрофон приблизьте к роялю" и начал петь. Сначала спел неаполитанскую песню "Вернись в Соренто", затем русскую народную песню "Вижу чудное приволье". Какой был восторг зрителей, аплодисменты! Он выходил на сцену аж пять раз!" М. Мирзошоев, бывший министр культуры: "Я даю высокую оценку его гениальности потому, что он превосходно сочетает классическую музыку с народной. Произведение "Ушшоки Рудаки", которое он пел в опере "Рудаки" в сопровождении Большого симфонического оркестра Москвы – лишнее тому подтверждение. Петь "Ушшоки Рудаки" в сочетании с европейской классической музыкой… Не знаю, никто до этого не пробовал".
Концерт для 6-ти человек и ария для зэков Орифджон Бобокулов, старший советник Комитета МН МО РТ - старший сын А. Бобокулова: "Отец готовил концертную программу для выезда на гастроли в Россию. Для этого ему нужно было эту программу "обкатать" у нас. В здании, где сейчас расположено посольство Индии в 60-е годы был клуб горисполкома. По всему городу были развешаны афиши. Но на концерт было продано всего-навсего, 6 билетов. Организаторы хотели отменить концерт, мол, мало народу. Но отец настоял на своем. Он пел 2 отделения концерта для 6 человек! Я не думаю, что сегодня даже начинающий певец поступил бы также. Этот эпизод я запомнил навсегда: 6 человек аплодировали, будто зал был полон народу! Таким было его отношение к поклонникам своего творчества. А однажды после трехмесячных гастролей он приехал домой со стопкой грамот от руководства исправительно-трудовых колоний Якутии. Я очень удивился: гастроли и такие грамоты? Отец пояснил: во время гастролей по сибирским городам России, заключенные, в большинстве своем выходцы из Таджикистана, попросили руководство исправительных учреждений, чтобы Бобокулов дал концерты в этих колониях. Отец сказал, что для таджиков он будет петь. Он пел таджикские песни и арии по несколько раз, публика вынесла его на руках. Те грамоты до сих пор хранятся у нас дома…".
Последний концерт Бурхон Маматкулов: В апреле 1990 года в республике отмечалось 1400-летие величайшего музыканта древности – Борбада. Бобокулов был болен, ему запретили выступать, потому что до этого он перенес инфаркт. Но устод попросил нас выступить с одним номером. Классическую песню "Таронаи бает" мы пели втроем: я, Бобокулов и Асадулло Атовуллоев. Сохранились съемки, где мы поддерживаем с двух сторон больного учителя, он еле передвигался. Самым высоким голосом пел именно Бобокулов. Хотя я ему говорил, что это очень опасно и трудно. Но он взял самый высокий тон и этот голос шел из глубины сердца. Все силы он отдал этой последней в своей жизни спетой песне. А буквально через две недели нашего устода не стало - второй обширный инфаркт в 59 лет…
Шашмакомист с итальянским бельканто Аслиддин Низомов, председатель Союза композиторов Таджикистана: На мой взгляд Ахмад Бобокулов в истории культуры 20-го столетия стал "знаковым" лицом, ибо в его творчестве сошлись и гений "Шашмакома" и манера итальянского бельканто. Можно сказать, что его талант, его голос повели за собой общество в сторону уникальных человеческих ценностей, открыли для таджикского народа просторы мирового музыкального искусства. Самой отличительной чертой его характера, как ни странно, было то, что он не догадывался о своем величии, о своей исторической миссии. Он просто часто и проникновенно пел… Таким вошел в историю таджикской музыкальной культуры Ахмад Бобокулов - Великий Артист.
"Лучше быть хорошим трактористом…" Дочь Дилором: "Я училась в музыкальной школе, потом окончила Институт искусств и работала у отца концертмейстером. Он сказал, что когда выступал на высоких сценах в Москве, так не переживал. "А теперь, когда моя дочь мне аккомпанирует - я очень волнуюсь". Старшая невестка Дилбар: "Невозможно передать словами, какие у нас были отношения со свекром. Ахмад Бобокулов для меня, прежде всего – отец, а потом свекор. Он часто повторял: "Если бы у меня была такая возможность, я бы взял поднос, посадил невестку и носил на голове". Этим можно выразить, какой он был необычный человек!". Сын Орифжон: "По стопам отца никто из детей не пошел. Вроде пытались, но не получилось. На этот вопрос у него всегда был ответ: "Лучше быть хорошим трактористом, чем плохим артистом". Подготовила Манижа Курбанова, Asia-Plus
Цитата: "Время - справедливый судья. Оно передает забвению все, что недостойно человеческой памяти и делает бессмертным все подлинно великое"
Справка "АП": А. Бобокулов родился 17 января 1931 года в Гиждуванском районе Бухарской области в семье народного певца и музыканта Бобокула Файзуллаева. В 1954 году Бобокулов окончил Московскую консерваторию. В 1960 году закончил аспирантуру. Выступал на сцене оперного театра им. Айни и на концертной эстраде. Удостоен звания Заслуженного артиста Таджикской ССР, Народного артиста Таджикской ССР, Народного артиста СССР. Лауреат Государственной премии имени Рудаки. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. У него 3 сына и 4 дочери, 22 внука, 6 правнуков.
|