Куда делось золото реки Зеравшан? Таджикистан обвиняет британское СП 01:25 20.01.2006
Глава Госфинконтроля Таджикистана обвиняет совместные предприятия в нечестной игре.
"Никакой пользы от них нет" ГЛАВНЫЙ финансовый контролер страны Матлубхон Давлатов утверждает, что старейшее в Таджикистане ООО СП "Зарафшон", специализирующееся на добыче золота, за 10 лет своей деятельности принесло нашему государству только ущерб. Выступая на 16 января на пресс-конференции ведомства, он заявил, что "финансирование некоторых предприятий со стороны государства не приносит никакой пользы".
"Ревизии в СП, если в нем есть доля государства, обязательно проводятся раз в два года", - отметил М. Давлатов. Проверка таких предприятий, по его словам, очень сложна. Усугубляется это тем, что, по мнению некоторых руководителей, у Госфинконтроля нет такого права, и проверять он должен лишь госучреждения. "Таким руководителям есть что терять. К примеру, они могут любые, даже личные расходы - покупку машины или дома - списать на себестоимость продукции, тем самым, не показывать прибыль и не платить с нее налогов!", - заявил М. Давлатов. По его словам, такие махинации были обнаружены в ходе проверок во многих совместных предприятиях республики, в частности, СП "Зарафшон". "Никакой пользы от финансирования этого предприятия государству нет и, видимо, не будет, - подчеркнул М. Давлатов. - Это предприятие ни разу не обратилось в Минфин с предложением реализовать свое золото. В результате, неизвестно куда делось золото. Вместо него в реке Зеравшан остаются лишь отходы…".
"Движение золота контролирует правительство" Представители СП "Зарафшон", как выяснилось, не согласны с мнением Госфинконтроля. Вот что сказал нам по телефону менеджер душанбинского офиса этого предприятия Далер БОБОЕВ: - Госфинконтроль заявляет, что "никакой пользы от финансирования предприятия государству нет". Хотел бы сразу сказать, что за все время существования нашего предприятия никакого финансирования от государства и не было. Единственное, в чем принимает участие государство, а точнее Национальный банк - это в продаже золота. Она осуществляется указанным банком частично, за национальную валюту с соответствующей скидкой. Практически с основания СП Нацбанк ежемесячно приобретал у нас около 35 кг золота. - Глава Госфинконтроля утверждает, что "Зарафшон" ни разу не обратилось в Минфин с предложением реализовать свое золото… - Со дня открытия предприятия мы ежеквартально обращаемся к Минфину с предложением купить у нас драгметалл. Мы это делаем согласно закону, но, к сожалению, никакого желания приобрести это золото у Минфина нет. - Что Вы можете сказать о махинациях, в которых вас подозревают? - Существует специальная комиссия, которая ежегодно посещает предприятие и проверяет все отчетности. Все движения металла контролируется правительством и иностранным инвестором. И за все эти годы у нас не было никаких проблем с отчетами. А если бы они были, то нас бы уже давно закрыли. - А о каких отходах в реке идет речь? - Предприятие от реки находится далеко, в поселке Согдиана Пенджикентского района. Поэтому отходы от производства в реке Зеравшан никак не могут оказаться. Там есть хвостохранилища, которые контролируются соответствующими органами со стороны правительства. Дамбы сдерживают все возможные отходы и в реку они не уходят.
В СП кризис СИТУАЦИЮ с СП "Зарафшон" мы попросили прокомментировать специалиста - начальника отдела горнорудной промышленности департамента горнорудной промышленности и драгоценных металлов Минпрома Исоджона КУРБАНОВА: - В Таджикистане действует закон "О драгоценных металлах и камнях", который регулирует, в том числе, обращение с золотом. В нем написано, что в приоритетном порядке покупать золото имеет право только Минфин страны. Предприятие вправе реализовать золото за пределы страны лишь тогда, когда оно получает отказ в покупке от данного ведомства. Ежегодно СП "Зарафшон" получает квоту на экспорт определенного количества драгметалла. Я не вправе говорить о прибыли или убытках этого предприятия, но могу сказать, что убытки составляют не один десяток миллионов сомони. - В чем заключается причина убыточности СП? - Основной причиной является падение цены на золото на мировом рынке. С 1996 по 2003 годы СП "Зарафшон" понесло убытки в сумме $37 млн. 190 тыс. 760 только за счет падения цены золота. В 1996 году цена за грамм золота на Лондонской бирже драгметаллов упала до отметки $7, а затем постепенно повысилась вновь, достигнув на сегодня отметки $17 за грамм. Еще одной причиной кризиса, возникшего в СП "Зарафшон", стало падение содержания золота в руде. Когда составляли технико-экономическое обоснование на разработку месторождения, оно было рассчитано на содержание 2 граммов 47 миллиграммов золота в тонне руды, во время же разработок геологоразведочные данные не подтвердились, содержание драгоценного металла в руде упало. По словам И. Курбанова, в 2005 году на СП "Зарафшон" разрабатывали только руды с содержанием 0,87 г. на тонну руды, т.е. почти втрое меньше расчетного. "Естественно, все это и стало причиной убыточности этого предприятия, руководство которого делает все для того, чтобы выйти из кризиса…". Ольга ТУТУБАЛИНА, Зарина ЭРГАШЕВА, Asia-Plus
Врезка: Из истории партнерства Это не первый конфликт СП "Зарафшон" с правительством Таджикистана. Десять лет назад, в октябре 1996 года информационное агентство "Азия-Плюс" писало: "У одного из крупнейших совместных предприятий Таджикистана СП "Зарафшон", специализирующемся на добыче золота, возникли проблемы с правительством республики. 24 октября 1996 года британская сторона СП - компания "Нельсон Голд Корпорэйшн Лтд." объявила, что, начиная с 31 октября 1996 года все горнорудные и обогатительные работы СП "Зарафшон" приостановлены на неопределенное время… Следствием нерешенности этих вопросов явилось то, что около 25.000 унций аффинированного золота и сплава Доре, стоимостью 9,5 млн. долларов США, находятся в Таджикистане и не проданы. Как указывалось в заявлении руководства "Нельсон Голд", все это может явиться причиной остановки работ в СП "Заравшон"…". Впрочем, вскоре конфликт был разрешен. Уже в ноябре 1996 года был начат экспорт таджикского золота. 12,700 унций были вывезены на продажу в Европу, примерно 13,000 унций переправлены на переработку на завод "Востокредмет" в Чкаловске. На сессии таджикского парламента было принято специально постановление "О налогообложении СП "Зарафшон", согласно которому британские золотодобытчики получили значительные налоговые льготы.
ДОСЬЕ "АП" >Таджикско-британское СП "Зарафшон" было образовано в июле 1994 г. 51% уставного капитала на момент регистрации принадлежало таджикской стороне и 49% - компании "Коммонвелв энд Бритиш Минералз ЛТД" (CBM), владельцем которой являлась компания "Нельсон Голд Корпорэйшн ЛТД". Британские инвестиции на конец 90-х оценивались в сумму более 50 млн. долларов, что сделало возможным ввод в эксплуатацию производственной линии мощностью 72.000 унций в год.
|