У.Мухамеджанов (спикер Мажилиса Казахстана) >"Стихи давно уже не писал. Времени не хватает" (интервью) 10:53 21.01.2006
Урал Мухамеджанов: Принимайте меня, пожалуйста, таким, какой я есть!
В эти дни, когда до торжественного заседания в честь 10-летия парламента остались считанные дни, у спикера нижней палаты время расписано буквально по минутам. Вот-вот нагрянут приглашенные гости. Среди них коллеги Урала Мухамеджанова: первый заместитель председателя Верховной рады Украины Адам Мартынюк, председатели парламента Грузии Нино Буржанадзе, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Омурбек Текебаев и другие. 20 января текущего года на юбилейное торжественное заседание съедутся представители XII–XIII созывов Верховного Совета и I–II созывов двухпалатного парламента. Но председатель мажилиса парламента РК Урал Мухамеджанов не отказал газете "Литер" и ответил на наши вопросы.
– Урал Байгунсович, на этой неделе отмечается 10-летие двухпалатного парламента Республики Казахстан. Для вас, наверное, это особенное событие?
– Я думаю, что это событие знаменательно для всей страны. Десять лет работы парламента республики подтвердили жизнеспособность двухпалатной структуры его построения, которая создает необходимые условия для демократизации законотворческого процесса, повышения качества законов, обеспечивает устойчивость политической системы за счет действия принципа сдержек и противовесов внутри самого парламента.
Вас, журналистов, обычно интересуют факты. Пожалуйста, вот они. Так, за десять лет работы парламент создал качественно новую для республики законодательную базу. Она стала основой построения социально ориентированного правового демократического государства с рыночной экономикой. Из 1619 поступивших в мажилис парламента законопроектов 1361 был инициирован правительством, 258 – депутатами. За этот период депутаты обеих палат одобрили и приняли 1215 законов.
Если подвести кратко итоги деятельности первого десятилетия казахстанского парламента, то есть все основания говорить о том, что казахстанский парламентаризм в его современном состоянии стал неотъемлемой частью нашей политической системы. Но жизнь не стоит на месте, поэтому необходимо дальнейшее усиление роли представительных органов в политической жизни страны. И одной из важнейших целей на современном этапе казахстанской государственности является развитие и укрепление всего лучшего, что имеется в практике законодательного органа.
– Вы новичок в публичной политике. Не мешает ли вам в нынешней работе тень вашего предшественника? Наверняка многие сравнивают ваши действия...
– Во-первых, давайте уточним насчет новичка. Если политик не "светился", как сегодня принято выражаться, в средствах массовой информации, то нельзя однозначно утверждать, что у него нет опыта. Я ведь в парламент пришел не из вакуума. У меня есть опыт работы в Верховном Совете, администрации президента, правительстве.
Что касается "теней", то тут тоже все предельно просто. Никакие призраки меня не преследуют. Естественно, многие депутаты и сотрудники нашего аппарата работали и при прошлом созыве. Может быть, и существует разница в деталях работы. Но это вполне объяснимо – у каждого свой стиль. Но, поверьте, это не представляет никакой проблемы, поскольку в парламенте уже существуют определенные традиции, да и сама парламентская деятельность хорошо регламентирована законами.
– Стараетесь ли вы соответствовать какому-либо образу? У вас есть свой имиджмейкер, пиар-консультант, советующий, как себя вести в той или иной ситуации? Например, какой костюм носить и как выбрать цвет галстука к нему?
– Интересный вопрос. А какому образу я должен соответствовать, по вашему мнению? Я такой же человек, как и все. Как говорится, >ничто человеческое мне не чуждо. У меня свой характер и, может быть, даже образ. Поэтому подражать кому-либо не вижу смысла. Принимайте меня, пожалуйста, таким, какой я есть! А насчет имиджмейкеров и консультантов, их у меня нет. И костюм, и галстук подбираю сам. Мне кажется, что большинство мужчин в этих делах полагаются на собственный опыт.
– Многие утверждают, что вам в отличие от бывшего спикера легче работать, так как нынешний парламент беззубый и карманный. Что им скажешь, то и сделают без лишнего шума. Так ли это?
– Разговоры о качественном составе нынешнего созыва начались задолго до объявления результатов выборов. Причем инициировали эту тему в основном те, кто не набрал нужного количества голосов. Так что этот вопрос, по-моему, уже потерял свою актуальность. Кроме того, уж очень много так называемых наблюдателей судят о работе парламента только по публикациям в прессе и сюжетам телевидения. А туда, естественно, не попадает основная часть работы депутатов – процесс поисков ими компромиссов, дебаты, отстаивание позиций, словом, основная работа. Отсюда и характеристики.
А насчет работы вы заблуждаетесь. Легкой работы не бывает, тем более если она связана с интересами всего общества.
– Рабочая группа Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества по расширению полномочий парламента предложила почти вдвое увеличить количество депутатов нижней палаты, в том числе и по партийному списку. Как вы относитесь к этому?
– Это непростой вопрос. На мой взгляд, количество не всегда означает качество. Особенно если это касается законодательной сферы. Другое дело, мы должны учитывать как можно больший спектр мнений и обстоятельств. Тут нужен объективный подход, отстраненный от сиюминутной политической конъюнктуры. И руководствоваться нужно прежде всего интересами государства.
– Как вы относитесь к модели парламентской республики? Мы готовы к этому?
– Я уже в одном из своих интервью говорил, что я не сторонник революций, а убежденный сторонник эволюционного процесса. Судите сами, стране всего 14 лет. Двухпалатному парламенту только исполнилось 10 лет. Это при том, что мы более 70 лет существовали в обществе, которое было сконструировано по совершенно другим принципам. Да, за это время было сделано немало, и страна уже вышла на путь ускоренного развития.
Курс, который был избран нами 14 лет назад, оказался верным. И победа на выборах президента Нурсултана Назарбаева в конце прошлого года наглядно продемонстрировала поистине всенародную поддержку, а значит, и существующую политическую систему.
Так что говорить о парламентской республике, по-моему, еще преждевременно. Любое изменение государственного устройства должно происходить только после полного осознания его обществом. Изменения должны проводиться не ради самих изменений, а только во благо государства и народа.
– Некоторые политики предлагают распустить этот созыв и провести парламентскую реформу. Ваше мнение...
– Я только что ответил на этот вопрос, когда вы спросили меня об увеличении количественного состава парламента.
– Пишете ли вы сейчас стихи? Или парламентская деятельность не вдохновляет вас на творчество?
– Если честно, то стихи давно уже не писал. Времени не хватает. А парламентская деятельность подразумевает и элемент творчества. Ведь поиск компромиссов и взаимоприемлемых решений – это и есть, по большому счету, творчество. Кроме того, работа над законопроектами требует от человека творческих наклонностей. А это и есть основная наша работа.
Жанна ОЙШЫБАЕВА, 18 января
|