Б.Салимов > Казахи и казаки - единокровные братья. Еще один взгляд в дебри истории 12:36 22.01.2006
НЕ ТА ИСТОРИЯ, ИЛИ КЕМ ПРИХОДЯТСЯ РУССКИЕ КАЗАХАМ?
Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами. Да – скифы мы. Да – азиаты мы, С раскосыми и жадными очами.
Скифы. Александр Блок.
Сегодня многие россияне, и среди них видные российские ученые, писатели и академики, утверждают, что в списке прочих трагедий, которые пришлось пережить русскому народу, неким особняком стоит сама официально утвержденная российской академией наук история русской нации. Являющаяся, говоря мягко, не чем иным, как только одной из версий, причем не самой достоверной, прошлого русского народа, которой на протяжении многих сотен лет скармливают российским ученикам в школе. И с этим багажем "знаний" они выходят затем во взрослую жизнь. Здесь впору говорить о существовании подлинных исторических документов допетровской поры и их неверной затем последующей интерпретации в эпоху позднейшего правления императоров Романовской фамилии.
Почему же так произошло? Достаточно сказать, что сам русский император Петр I был приверженцем всего западного. Это он насильно вытряхнул русских бояр из тюркских кафтанов и штанов и запихнул их в узкие европейские панталоны, заодно отрубая топором боярские бороды. Петр I, приучая дворянских детей западным манерам, одновременно силой российской армии и флота пробивал окно в Европу. И вот здесь кроется ответ на наш главный заданный вопрос – почему была совершена подмена российской истории? Русскому царю - реформатору в свое время как воздух, требовались новые союзники и идеи в его борьбе со всем устаревшим, косным, в борьбе с московской дремлющей азиатчиной. И одной из таких неожиданных "союзниц" Петра оказалось версия "истории" русского народа, впервые в общих чертах изложенная в своем "Синопсисе" прусским выходцем Иосифом Гизелем в 1674 году в рамках общепринятой на то время западноевропейской скалигеровской хронологии сотворения мира. Затем работа Гизеля была дополнена и уточнена специально для этого приглашенными в Петербург немецкими учеными Г.Ф. Миллером, Г.З. Баером и А. Л. Шлецерем. Именно на труды этих немецких ученых опирался чуть позже Н.М. Карамзин, публикуя свою художественную "Историю государства российского".
Как видим, российскую историю изначально писали пруссаки. Это был, выражаясь современным языком – политический заказ, если вспомнить, что, начиная с Петра I, русские онемечившиеся императоры в жены будут брать представительниц прекрасной половины человечества исключительно с немецкой родословной. Да ведь и сам царь Петр I, как мы помним, был закоренелым западником и женился во второй раз на немке. На девице Марте Скавронской. По этой причине, те же ученые – историки Шлецер и Миллер, в рамках существовавшей на то время конъюнктуры момента, предприняли небезуспешную попытку доказать причастность русского народа в древности к семье народов европейских: к германцам и шведам. Что и было ими сделано. Так зарождалась русская идеология западничества с ее историей, получившая среди ученых общепринятое название – романовской исторической версии, по фамилии российских императоров, фактических инициаторов того самого известного политического заказа. Согласно которой, древние руссы – это одна из ветвей германского народа, терпевшего многочисленные притеснения от своих более агрессивных соседей, и по этой причине вынужденного отступить далеко на восток, покинув свои исконно германские земли. Причем, согласно данной версии, народ этот был настолько дик и неуправляем, что ему, что бы навести порядок на своей земле, пришлось призывать на княжение шведских викингов. И здесь уже просматривалась прямая аналогия с засильем на русской земле в петровские, и после петровские годы немецких и французских дворян. Как это было во времена правления самого самодержца Петра I и позднее, во времена правления императриц: Анны Петровны, Екатерины I, Екатерины II, императоров: Павла I, Петра III, Александра I, Николая I, Александра II. Причем, несмотря на поздние революционные потрясения, охватившие Россию вначале двадцатого века, официальная, имеющая второе название - нормандская версия происхождения русского народа, дожила благополучно и до наших дней, перебравшись из восемнадцатого века в двадцать первое столетие.
Забегая вперед, скажем, нигде в европейских хрониках древних времен не встречается упоминание германского племени – руссы, как нет никаких исторических свидетельств подтверждающих княжение шведов на Руси. Да и сама западноевропейская хронология сотворения мира, обязанная своим появлением на свет гению чернокнижника, оккультиста и нумеролога Иосифа Скалигера, (1540 – 1609гг.), в рамках которой и выстраивалась романовская теория происхождения русских, считается на сегодняшний день безнадежно устаревшей и не соответствующей накопленным современной наукой знаниям. Надо ли говорить, что подобная историческая "правда", отодвигавшая русских на самые задворки европейской истории и показывающая их народом отсталым и неуправляемым - оказалась унизительной, прежде всего в отношении русского народа. И у нее во все времена находились самые ярые и непримиримые противники в среде русской интеллигенции. Начиная с М. В. Ломоносова, подготовившего в свое время альтернативный вариант российской истории. И продолжая целой плеядой талантливых российских, советских и зарубежных историков, нумизматов и писателей, к которым мы можем по полному праву отнести исследователей А. Д. Черткова, Ф. Воланского, А. Вельтмана, Е.И. Классена, О. Сулейменова. Здесь же необходимо упомянуть, что именно Ломоносов первым навязал ожесточенную полемику по вопросам истории разработчику романовской исторической версии Г.Ф. Миллеру, обернувшуюся впоследствии для самого русского ученого гения жесточайшей опалой перед императорским петербургским двором. Поскольку за спиной Миллера стояла сама всемогущественная российская императрица Екатерина II, в девичестве немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербская. Труд М.В. Ломоносова "Древняя российская история" был еще при его жизни конфискован властями. И только после смерти выдающегося ученого первая часть его книги увидела свет. Но это уже была грубая подделка, как сегодня доказано экспертами. Здесь же мы можем вспомнить многотомные работы по "Истории российской от древнейших времен" другого выдающегося российского ученого, князя М.М. Шербатова, (1733 - 1791), в корне опровергавшие беспочвенные предположения немецких историков. Но и этот титанический научный труд, к сожалению, не вышел за рамки узкого круга специалистов. И на то существовали свои объективные причины, в первую очередь, связанные с нежеланием официальной науки отрываться от консервативных канонов скалигеровско – романовской исторической версии, превратившейся к двадцатому столетию в царской России в некий закостенелый и запылившийся догмат, оспаривать который стало небезопасно. Спорить с догмой в науке, да к тому же еще догмой, исповедуемой властью – это во все времена было тяжелым, опасным и неблагодарным делом. По крайней мере, в лагере российских ученых – историков на сегодняшний день пока так и не отыскалось своего гениального Джордано Бруно, способного опрокинуть разом всю систему устаревших представлений и стереотипов о месте, занимаемом русским народом на мировых исторических подмостках. Хотя, и заметим, попытки такие предпринимались и предпринимаются, время от времени.
Однако какая же существует реальная альтернатива изучаемой на сегодня в школах истории русского народа, той самой, о которой мы говорим, как об истории подтасованной, сделанной во исполнение политического заказа дома Романовых. Тогда как есть и иное научное знание, пользующееся все большим признанием, как в среде ученых, так и среди представителей русской интеллигенции, согласно которого родоначальниками русских были древние скифские племена. И вот как звучит эта тема в стихотворении поэта Валерия Брюсова "Мы - скифы", написанном им в 1916 году:
Мы – те, о ком шептали в старину, С невольной дрожью, эллинские мифы: Народ, взлюбивший буйство и войну, Сыны Геракла и Эхидны, - скифы.
Вкруг моря Черного, в пустых степях, Как демоны, мы облетали быстро, Являясь вдруг, чтоб сеять всюду страх: К верховьям Тигра иль к низинам Истра.
Мы ужасали дикой волей мир, Горя зловеще, там и здесь, зарницей: Пред нами Дарий отступил, и Кир Был скифской на пути смирен царицей.
Что были мы – шит, нож, колчан, копье, Лук, стрелы, да коня удила. Блеск, звон, налеты, - все бытье В разгуле бранном, в пире пьяном было.
Лелеяли нас вьюги да мороз: Нас холод влек в метельный ход событий; Ножом вино рубили мы, волос Замерших звякали льдяные нити.
Наш верный друг, учитель мудрый наш, Вино ячменное живило силы: Мы мчались в бой под звоны медных чаш На поясе, и с ними шли в могилы.
Дни битв, охот, и буйственных пиров, Сменяясь, облик создавали жизни… Как было весело колоть рабов, Пред тем, как зажигать костер, на тризне.
В курганах грузных, сидя на коне, Среди богатств, как завещали деды, Спят наши грозные цари: во сне Им грезятся пиры, бои, победы.
Но в стороне от очага, присев Порой, когда хмелели сладко гости, Наш юноша выделывал для дев Коней и львов из серебра и кости.
Иль окружив сурового жреца, Держа в руке высоко факел дымный, Мы в пляске ярой, пели без конца Неистово- восторженные гимны.
Что же касается научных предположений многих российских ученых, основанных как на свидетельствах античных очевидцев, так и на данных археологических раскопок, то они в этом вопросе полностью солидарны с поэтом Валерием Брюсовым. Выстраивая свою версию на имеющихся достоверных исторических фактах, согласно которым в свое время часть племен саков – массагетов, номадов, по преимуществу ведших кочевой образ жизни, в поисках новых пастбищ для скота продвинулась далеко на север и на восток, на земли в районе Дона и Волги. Что вовсе не удивительно, если припомнить более поздние во времени, протяженные пути откочевок вождя гуннов Атиллы, умудрявшегося пасти своих овец даже на развалинах Рима, им же, кстати, и разрушенного. И вот эти – то ушедшие на северо-восток племена саков - массагетов, со временем перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, являются родоначальниками славян. По крайней мере, так полагают на сегодня некоторые российские ученые, приводя в подтверждение своей гипотезы следующие факты: В частности на оседлость части саков – массагетов указывает древнегреческий путешественник и ученый Геродот, записавший скифскую легенду, из которой следует, что: плуг, ярмо, секира и чаша из золота являлись небесными дарами богов скифскому народу. И достались сыну родоначальника Таргитая Кол – Аксаю. Другой античный исследователь, писатель Трог Помпей утверждает, что: … "скифский народ всегда считался древнейшим, хотя долго был спор о древности народа между египтянами и скифами". Причем, как показывают археологические раскопки, проведенные на территории современного Казахстана, где расположено наибольшее количество скифских курганов, ранние саки – массагеты имели европеоидные черты лица. И лишь в более поздние времена на этой территории происходит метисация древних народов, населявших земли современного Казахстана. А вот как описывает приазовских скифов Геродот: "Лица у жителей от холода белые и веснушковатые. Тело безволосое. Волосы белокурые, глаза голубые". Что является, и по сей день отличительным признаком русской нации. Что же касается современных казахов, предками которых так же являются саки – массагеты, то и сегодня в казахских семьях не так уж редко можно видеть детей, обладающих четко выраженными европеоидными чертами лица. Голубоглазые и рыжеволосые, такие казахи встречаются на улицах наших городов довольно часто. И это, не смотря на многовековое соседство и кровное родство нашего народа с теми же широкоскулыми и узкоглазыми монголами. Данный факт отмечен многими учеными, в ряду которых фамилии Д. А. Расовского, Г.Е. Грум-Гржимайло, Л.Н. Гумилева, А. Зайончковского и др. Вот что пишет, к примеру, о кипчаках-казахах К.Ш. Шахниязов: "Нельзя не считаться с историческими, антропологическими и этнографическими данными, указывающих на наличие отдельных европеоидных признаков у древних, а также и некоторых поздних групп кипчаков". И вот здесь мы вплотную приближаемся к доказательству родства двух наших народов, русских и казахов, начав его с представления российского писателя Евгения Петровича Савельева. Автора книги "История древнейшая казачества" увидевшей свет в 1915 году
II
КАЗАХИ И КАЗАКИ – ЕДИНОКРОВНЫЕ БРАТЬЯ.
Писатель и историк, выходец из казачьего сословия Евгений Петрович Савельев, будучи человеком, для своего времени образованным, не переносил и на дух скалигеровско – романовскую версию происхождения русских. Согласно которой, казачье сословие России, отметившееся многими ратными подвигами на службе царю, происходит из беглых литовских и московских крестьян, в XV – XVI веках бежавших в степь от притеснений помещиков и бояр. И вот что по этому поводу говорил сам Савельев: "За изучение и разбор древнерусских летописей, как это не странно и не больно для самолюбия русских людей, взялись впервые иностранцы и особенно немцы. Все выдающееся в истории Руси ими нарочито или замалчивалось, или искажалось; все характерно русское они старались присвоить своей расе и даже нередко покушались отнять у нас не только славу, величие, могущество, богатство, промышленность, торговлю и все добрые качества сердца, но и племенное имя – имя руссов, известное издревле как славянское. Во главе таких критиков славянско – русских летописей стоит Август Людвиг Шлецер, случайно попавший, (в 1761 году) в Россию (по приглашению придворного историографа Г.Ф. Миллера), а потом ставший членом нашей академии наук. В своем труде "Нестор. Русские летописи", изданном на немецком языке и переведенным Языковым на русский в 1809 – 1810 г. г, Шлецер, переставляя и выбрасывая произвольно слова (из Ипатьевского списка), сделал вывод, что варяги – народ германского племени, живший по берегам Балтийского и Немецкого морей, и что Руссы могут принадлежать к этому же племени и могут означать шведов. Выводы Шлецера усиленно стали повторять его соотечественники, а потом и наши историки, не разбираясь в том, что продают славу своей родины и ее великое прошлое. Эта инертность и нежелание разобраться в многочисленных источниках, прямо говорящих о славянстве древних Руссов, поразительны. Впрочем, мы привыкли перенимать все целиком от запада, и во всем ему верить".
И это писалось, напомним, в самом начале двадцатого века. Впрочем, с той поры, похоже, мало, что изменилось на наших широких евразийских просторах. И мы также готовы покорно выслушивать чужие советы, нотации и наставления, как и сто лет назад.
Что же касается Савельева, то он в своей книге "История древнейшая казачества" ссылается на древнегреческого ученого Птолемея, повествующего о народе асов или ясов, проживавших на землях, расположенными между Азовским и Каспийским морями. И об этих же племенах, известных в разное время, то, как народ ар - росов, о - росов, у - русов, то под именем ас - саков, ка-саков, казахов, касогов, мы находим упоминание в летописях монаха Нестора. То есть, речь здесь может идти о русских и казахах, как о неком едином народе. Что ж. Как видим, Савельев, подобно многим русским ученым, полагал, что родоначальниками русского народа являлись оседлые племена землепашцев – саков. На что косвенно указывает датированная XII веком карта арабского географа Эндризи, на которой рядом с рекой Сак - ир (Сакской рекой), расположен город Россия. И здесь же мы узнаем, что этимология слова: ка - сак, касог, казах, имеет более древнее происхождение, чем это принято считать в официальной историографии. Название этого кочевого протонарода уходит корнями в глубокую древность, уводя нас к скифам – массагетам.
Более того, если верить Савельеву, нынешние казахи и российские казаки – это по сути своей, также один единый народ, во второй раз за свою историю разделившийся вначале XV века. И вот как об этом разделе повествует сам создатель "Истории древнейшего казачества": "С принятием татарами магометанства население Приазовья и Дона, оставшееся на своих местах, терпело большие унижения и притеснения от врагов своей веры и часть его под усиленным давлением магометанства окончательно смешалось с ними, положив основание особому военному сословию, известному в последствии под именем казаков ордынских, а в настоящее время киргиз – кхайсаков, или кайсаков. Потомки этих омусульманенных казаков известны также под именем казахов, Казахского уезда, Елизаветпольской губернии, в Закавказье, которых соседние жители просто называют казаками". Другая же часть казаков, (по Савельеву), принявших православную веру, поступила на службу Московскому государю. Что же касается более ранних времен, то по Савельеву >именно казахи-казаки являлись ударной силой монголо-татарской конницы и составляли подавляющее большинство армии Батыя в его завоевательных походах на Русь.
Как видим, если верить целому ряду заслуживающих внимания ученых, у русского и казахского народов существует слишком много общего, что бы, не замечать элементов родства. Но в то же самое время присутствует здесь и реальная опасность, когда, в общем - то, мирные идеи евразийства начинают истолковываться некоторыми политиками и общественными деятелями в России в совершенно ином, агрессивном ключе, с упором на великие деяния предков. И вот уже слышны из их уст разговоры о том, что русский народ не может себя осознавать ни в какой иной ипостаси, кроме как в роли строителей новой евразийской Империи, способной противостоять диктату США. И теперь уже под знаменами евразийства некоторые горячие головы в Р. Ф. готовы развязать очередную гонку вооружений, что бы только попытаться вернуть своей стране утраченный Россией на рубежах конца XX и начала XXI веков, статус великой сверхдержавы. Не осознавая при этом всей пагубности подобного шага, направленного на продолжение застарелой конфронтации с Западом и на подрыв экономики возрождающейся России. Впрочем, что касается непосредственно нас, граждан, населяющих Казахстан, то из прошлой истории нам куда важнее вычленить другое. А именно - не столько воинскую славу наших далеких предков, которой мы, безусловно, дорожим, сколько родство в прошлом наших двух, таких, кажущихся, несхожих народов. Русских и казахов. Что позволяет предполагать появление и зарождение в будущем на просторах нашей родины, в сплаве множества кровей, некой новой общности граждан единой национальности, имя которым будет казахстанцы.
Байрам Салимов.
19.01.2006
|