"ВБ" > Каравай для Акаева и Танаева. Кто уел киргизский хлеб 00:40 31.01.2006
Прокуратура Чуйской области завершила расследование дела о крупном хищении на госпредприятии "Буудай–Токмок". Республике нанесен ущерб на 12 миллионов 671 тысячу сомов!
Виртуальная пшеница
Все началось с конфликта между этим крупнейшим в регионе комбинатом хлебопродуктов и Чуйским облуправлением Социального фонда. В мае прошлого года Соцфонд потребовал вернуть хранившуюся здесь пшеницу, полученную в счет погашения задолженности по страховым взносам. Хлебопеки требование проигнорировали. Прибывшая вскоре в Токмак комиссия выявила, что, помимо 141 соцфондовской тонны, здесь недостает еще 1,8 тысячи тонн (!) зерна Фонда госматрезервов.
В ходе расследования были проверены документы с декабря 2002 года по май 2005. Вещественными доказательствами по делу являются, в частности, 156 наименований различных бумаг.
Как выяснилось, этих 1,8 тысячи тонн здесь не было и в помине. На якобы поступившую пшеницу оформлялись фиктивные документы. Зачем? Дело в том, что получившие в свое время госкредит юридические и физические лица должны были рассчитаться с государством через "Буудай–Токмок": сдать сюда предназначенное Фонду госматрезервов зерно. По бумагам получалось, что долг они погасили, но на деле ничего не сдавали.
Заведующая лабораторией Айжамал Джамангулова выдавала заключение о сорности виртуального зерна, начальник элеватора Игорь Голиков его "принимал", а руководил операцией директор Абдылкасым Суенкулов. "Трудились" ударно. Например, 21 января 2003 года оформили 40 липовых накладных на 405 тонн.
Фокус–покус
За два месяца до ревизии на предприятии побывала комиссия Государственной хлебной инспекции и Фонда госматрезервов. Проведя замеры пшеницы так называемым геометрическим методом, она не обнаружила недостачу. Как позже признался Голиков, по сговору с директором он ввел в заблуждение комиссию. Хитрость заключалась в том, что зерном были заполнены верхняя и нижняя часть огромных емкостей, а посредине было пусто. В мае этот номер не прошел: всю имевшуюся в наличии пшеницу перевесили.
Троице уже предъявлено обвинение. На их имущество наложен арест. Голиков и Джамангулова находятся под подпиской о невыезде. В сентябре уже бывший директор пытался скрыться, его задержали и водворили в ИВС. Через шесть дней Суенкулова освободили под личное поручительство близких родственников. Следствие учло, что он признал свою вину, имеет постоянное место жительства и, самое главное, обязался принять меры по возмещению ущерба.
Тайное рано или поздно должно было стать явным. На что рассчитывали директор и его подручные? Скорее всего, на покровительство еще недавно очень влиятельных людей. > В их числе - старший брат бывшего президента Асанкул Акаев. Ведь Национальный парк "Чон–Кемин", которым он руководил, - один из недобросовестных кредиторов: 147 тонн вернули государству тоже лишь на бумаге. Кроме того, в деле фигурируют документы, подписанные бывшим премьером Николаем Танаевым.
Проверка в отношении лжесдатчиков (всего их более тридцати) выделена в отдельное производство. Некоторые из них, как отмечает прокурор Чуйской области Кемельбек Джунушалиев, заявили, будто в счет погашения госдолга передали Суенкулову деньги.
Кто выпотрошил закрома родины?
На момент поступления данного уголовного дела в Токмакский горсуд там шел процесс по семенному скандалу. На скамье подсудимых те же лица: Суенкулов, Джамангулова, только вместо Голикова главный бухгалтер Табихат Эрматова. Все обвиняются в превышении должностных полномочий и причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
О мытарствах крестьян, получивших в "Буудай–Токмоке" государственный товарный кредит некондиционными семенами, "Вечерка" уже рассказывала не раз. Оставшись без урожая, сельчане потребовали возмещения ущерба. Как установила специальная госкомиссия, под видом качественного семенного материала им отпустили сортосмесь.
Дело было возбуждено еще в сентябре 2004 года. Расследование затянулось прежде всего из–за большого количества потерпевших: около 80 фермеров из разных районов, а также коллективных хозяйств. Как установлено следствием, предприятие незаконно использовало хранившиеся на его складах 102 тонны семян, принадлежавших Фонду госматрезервов. Засеяли свои поля, часть отпустили каракольскому и кара–балтинскому комбинатам, входящим в объединение "Буудай". Несмотря на то, что положенных в таких случаях документов не было.
Добро дал бывший гендиректор "Буудая", хотя делать это не имел права. Уголовное преследование в отношении Джумгалбека Аманбаева было прекращено в связи с его смертью.
Использованные семена подменили продовольственным зерном из собственного урожая - его сортовые качества Госсеминспекцией не определялись. О пересортице на комбинате не могли не знать, однако пшеницу выдавали под видом "интенсивной" и "казахстанской–10". В результате только 39 фермерам Чуйского района нанесен ущерб (без учета затрат на проведение посевной) на 1 миллион 289 тысяч сомов.
Приговор будет оглашен, похоже, не скоро - в связи с вновь открывшимися обстоятельствами судом принято решение об объединении двух уголовных дел.
Виктор МУРЗОВ
30 января 2006 года. №17
|