Р.Сафаров > Арест иранских счетов – акт беззакония 12:52 31.01.2006
Переговоры по ядерной программе Ирана зашли в тупик. Основные переговорщики – Евротройка(Великобритания, Франция, Германия) и МАГАТЭ намерены принять жесткие меры в отношении этой страны. Россия пока не определилась, но может присоединиться к ним. Соответственно, Иран уже "подстилает соломку" - всю минувшую неделю иранские банковские активы переводились из западных банков в банки Юго-Восточной Азии. Очевидно, что в Тегеране всерьез обеспокоились перспективой ареста зарубежных счетов.
Однако в Европе нет однозначного отношения к таким мерам. Директор Женевского финансового центра Стив Бернар заяви: "Мы непредвзятая страна, швейцарские банки готовы принять получаемые от продажи нефти средства, которые Иран начал выводить из ряда европейских банков перед лицом угрозы международных санкций". Господин Бенар уверяет, что в швейцарских банках деньги будут сохраннее, чем в Сингапуре или других местах.
Так, что пока одни обсуждают методы давления, другие решают, что выгоднее: - воевать или торговать. О ситуации вокруг иранских счетов мы беседуем с генеральным директором Центра изучения современного Ирана, советником заместителя председателя Государственной Думы РФ Раджабом Сафаровым.
Насколько реальна угроза для иранских денег хранящихся на западе?
> "Угроза есть, и она более чем реальна. В декабре прошлого года итальянский судья принял беспрецедентное в современной практике решение об аресте банковских счетов посольства Ирана в Италии. На сегодня, на этих счетах в Национальном трудовом банке находятся ни много ни мало - 640 млн. долларов США. Так что первый шаг уже сделан.
А какие были основания для этого ареста?
Решение принято по судебному иску трех американских семей, чьи три родственника погибли 9 апреля 1999 года в Израиле в результате террористического акта, ответственность за который взяла на себя палестинская организация "Хамас". Сумма иска составляет 574 млн долларов США. Американские семьи мотивировали свой иск тем, что Иран в тот период оказывал финансовую и военную помощь организации "Хамас".
Но разве это не так?
Иран оказывал и оказывает финансовую и гуманитарную помощь народу Палестины. Палестинское население на своей территории и в лагерях палестинских беженцев находится в бедственном положении. И нет никаких доказательств, что иранские деньги пошли не на гуманитарные нужды, а для организации каких-либо военных акций. Иран не отправлял в мешках с рисом или в коробках с медикаментами и детскими игрушками взрывчатку, оружие и боеприпасы для "Хамаса"
Допустим, но если это результат конкретного дела и счета уже арестованы, стоит ли выводить деньги из других стран?
Главное создать прецедент. Эти семьи ранее уже получали с иранского государственного счета 56 млн долларов США. От этого их аппетит только разгорелся. Более того, 29 американцев, пострадавших в 1983 г. от взрыва здания посольства США в Бейруте, также намерены обратиться в европейские суды с исками к Ирану на общую сумму 126 млн долларов США. Иски мотивируются тем, что этот взрыв осуществляла ливанская террористическая организация "Хезболла", которой Иран якобы оказывал финансовую и военную помощь.
Кто-либо еще пытался арестовывать иранские деньги?
Дурной пример заразителен, вслед за итальянцами прокуратура Брюсселя тоже арестовала счета посольства Ирана в Бельгии. Однако после переговоров посла Ирана в этой стране с высшим руководством Бельгии счета были разблокированы.
Точка зрения Запада на эту проблему ясна, а как подобные аресты расценивает Тегеран?
Как вопиющий акт беззакония. Посольство Ирана и его счета являются собственностью иранского государства и на них распространяется дипломатический иммунитет. Ведь, с таким же основанием иски можно предъявить любой арабской стране, поскольку все они помогали и помогают Палестине. Теоретически Иран, после этого инцидента в любое время может арестовать и счета итальянского посольства в Тегеране, примерно по тем же основаниям: за поддержку Италией в свое время Саддама Хусейна и иранских террористических организации, типа "Моджахедине халке Иран", которые ведут вооруженную борьбу против существующего в Иране режима.
Обмен арестами посольских счетов вряд ли эффективная мера, особенно если учесть, что теперь обсуждается не возмещение морально-материального вреда, а тотальные санкции по поводу ядерных исследований?
В Иране недавно был принять закон об экономических санкциях к недружественным государствам. Эффективность его на лицо. В прошлом году Индия и Южная Корея поддержали резолюцию Совета управляющих МАГАТЭ о передаче иранского ядерного досье на рассмотрение Совбеза ООН. Но вскоре Индия вынуждена была уволить своего министра иностранных дел и долго оправдываться, чтобы не потерять два многомиллиардных контракта на поставку иранского сжиженного природного газа. А Южная Корея понесла огромные убытки из-за того, что все ее экспортные товары под различными предлогами были задержаны на иранских таможнях.
Италия же является крупнейшим иранским торговым партнером в Европе. Итальянские компании инвестировали миллиарды долларов в иранскую экономику, в том числе в крупнейший иранский газовый проект "Южный Парс", а на иранских объектах работают сотни итальянских специалистов. Можно представить, каковы будут последствия прекращения импорта итальянских товаров в Иран или поставок иранской нефти в Италию. Если будет объявлено экономическое эмбарго Италии, то тут же это место займут конкурирующие французские, британские и японские компании.
Может ли Россия присоединится к практике ареста иранских денег?
Иран является нашим надежным политическим и торгово-экономическим партнером, и Россия заинтересована в развитии добрососедских отношений с этой страной. Кроме того, мы на своем опыте знаем цену подобному шантажу. Достаточно вспомнить историю со швейцарской фирмой "Нога". Так что предположить, что Россия пойдет по такому пути, не возможно. С другой стороны, Россия могла бы иметь по этому поводу четкую, и гласную позицию, а не отмалчиваться, словно не замечая, что происходит.
30.01.2006
|