Нурани > Иран помогает "арменизации" культурного наследия Азербайджана 11:47 02.02.2006
> Тегеран обещает продвигать на внешнем рынке произведения "армянских народных ремесел"
Власти Ирана помогут "продвигать" на международном рынке продукцию армянских "мастеров народных ремесел". Об этом в интервью ереванской газете "Еркир" - официальному органу "Дашнакцутюн" - сообщила заместитель директора ереванского Музея народного творчества Ада Манукян.
Речь в интервью вообще-то шла о необходимости возрождения в Армении "народных ремесел". "Число ремесел, которыми занимались армяне, достигало 200, сегодня, по нашим данным, осталось лишь 14, - сетует Ада Манукян. - Многие высококлассные мастера не выдерживают рыночной конкуренции, к тому же специалисты приезжают и из-за рубежа, что ставит отечественных мастеров в тяжелое положение. В этом вопросе государство должно играть заметную роль, в частности, организовать экспорт работ наших мастеров." А в ответ на вопрос о международных связях армянских ремесленников госпожа Манукян сообщила: "В 1998 году в Армению приехал заместитель министра культуры Ирана, который как раз занимался вопросами ремесел. Иран на государственном уровне открыл во многих странах магазины, где продаются предметы прикладного искусства. Цель приезда в Армению представителя Ирана состояла в том, чтобы открыть такой магазин и в нашей стране, а также договориться о вывозе для продажи в других странах работ наших мастеров."
Формально, конечно, в таком сотрудничестве не было бы ничего предосудительного, а тем более опасного для соседей, если бы речь не шла об Армении и Иране - странах, где накоплен колоссальный опыт по присвоению культурного наследия соседних, в том числе, а возможно, и прежде всего, тюркских народов. В Иране азербайджанцы вообще не считаются самостоятельным этносом - они объявлены частью "единой иранской нации", и точно так же культура Азербайджана и азербайджанского народа расценивается как часть "единой иранской культуры": и миниатюра, и ковроткачество, и ювелирное искусство Азербайджана, как Южного, так и Северного, объявляется вариациями "иранских" ремесел. Свою роль здесь играют и те самые магазины, о которых рассказывала госпожа Манукян: именно в них тебризские, ардебильские, марагинские ковры продаются под усредненным наименованием "персидских". Причина понятна: властям Ирана, пытающимся всеми силами удержать под контролем Южный Азербайджан, явно незачем признавать за азербайджанским народом право на существование вообще и культурную самобытность в частности. Еще больший опыт подобной "приватизации" накоплен в Армении, причем и здесь речь чаще всего идет о ковроткачестве. Как указывал, в частности Сабир Рустамханлы, в начале 80-х годов некие "предприимчивые люди" активно скупали старые ковры в азербайджанских селах Армении. Тогда же в Ереване велись работы по созданию "музея ковров", где скупленные у азербайджанцев ковры выдавались за "древние армянские". Сегодня такая "приватизация" поставлена на поток. Несколько лет назад корреспондент Русской службы ВВС подготовил серию репортажей из Нагорного Карабаха, где, в числе прочего, посетил местный ковроткацкий цех. Где одна из работниц, рассказывая о находящихся "в производстве" коврах, заявила: "А это азербайджанский узор, что он означает, мы не знаем, но он нам нравится". Нетрудно догадаться, что завтра этот ковер с азербайджанским узором уже будет выдан за армянский.
При этом очевидно, что доказательства массовой "приватизации" чужого культурного наследия можно найти в том самом интервью. Так, рассуждая об искусстве вышивки, Ада Манукян заявляет: "Скажем, жители армянского города Ани, прибыв в город Булгар на берегу Волги, привезли с собой искусство вышивки, ощущение яркости цвета". Если принять во внимание, каких высот достигало искусство вышивки у тюркских народов, в том числе волжских булгар, то можно представить себе, какой колоссальный пласт тюркского культурного наследия госпожа Манукян готова объявить "исконно армянским".
А на этом фоне сотрудничество Ирана и Армении в таком вопросе, как "продвижение" на внешнем рынке продукции "народных ремесел" - это процесс куда более опасный, чем это может показаться на первый взгляд. Потому как обе страны, исходя из геополитических приоритетов, занимаются массовой "приватизацией" культурного наследния Азербайджана. И недооценивать этого не стоит.
НУРАНИ № 17(1257) Чт., 2 Февраля 2006
|