Из дворца - сауну. В городах Казахстана уничтожают последние исторические здания 10:28 04.02.2006
Отдам дворец. Недорого
> Дворец культуры горняков был продан по цене однокомнатной квартиры, за 75 тысяч тенге Наша страна не слишком богата на памятники архитектуры. Тем обидней, что даже те немногочисленные исторические реликвии, которые есть, уходят в частные руки – за бесценок. И на руинах нашей истории вырастают магазины, казино и особняки нуворишей.
Самое знаменитое здание Караганды – Дворец культуры горняков, было продано по цене однокомнатной квартиры.
История строительства новой Караганды началась с Дворца культуры горняков. Построенное в 1950 году по проекту известных архитекторов И.Бреннера и Я.Яноша в самом центре города, это здание остается самым знаменитым в городе, его архитектурным символом.
Но в 1997 году Дворец культуры горняков был продан в частные руки. Владельцем памятника архитектуры, находящегося под охраной государства (табличка до сих пор висит на здании), стала крупная финансовая компания.
Из компетентных источников в тогдашнем Госкомимущества мы узнали, что Дворец культуры горняков был продан за… 75 тысяч (!) тенге. В те времена однокомнатная квартира в Караганде стоила дороже. Но, как объяснили народу, управление культуры не имеет средств на содержание очага культуры, а там долгов по заработной плате и за коммунальные услуги накопилось не на один миллион…
Теперь большую часть здания занимают модные нынче саун-клубы с бассейнами, парилками и фитнес-залами. Другое крыло занимают банковские структуры и обменный пункт…
Самые известные люди Караганды – ветераны, аксакалы, ученые и артисты, депутаты и делегаты – уже который год просят власти Караганды вернуть дворец народу. И еще совсем недавно это было возможно сделать.
Павлодарская гостиница "Ливадия" была продана за два месяца до указа президента, запрещавшего продажу объектов исторического и культурного наследия Потому что, как выяснилось, в свое время Дворец культуры горняков был не продан, а только передан в доверительное управление сроком на пять лет. И в течение этого срока настоящий владелец (то есть государство) в любой момент мог пересмотреть сделку.
Но вы когда-нибудь слышали о подобных прецедентах? Чтобы доверительное управление с возможностью дальнейшей приватизации заканчивалось чем-то иным, нежели приватизация?
По такой же схеме по цене подержанных "Жигулей" в Караганде был приватизирован ледовый Дворец спорта, где теперь располагается самая большая городская барахолка.
Архитектурный ансамбль исторической застройки Усть-Каменогорска, полгода назад отметившего 285-летие, практически целиком приватизирован. Пик продаж пришелся на 2001–2004 годы. В результате оказались уничтожены или модернизированы до неузнаваемости десятки зданий, причисленных к памятникам истории и архитектуры.
По информации Усть-Каменогорского этнографического музея, одним из первых ушел в частную собственность дом купца Рафикова – новые владельцы открыли здесь магазин секонд-хэнд. В руках коммерсантов оказались такие исторические постройки, как магазин купца Семенова, мастерские первого городского головы Ореста Костюрина, дом заводчика Захарова, каменные особняки, принадлежавшие купцам Гениным и торговцу Зайцеву… Все они сейчас снесены или перестроены настолько, что утратили историческую и архитектурную ценность. Самый громкий скандал разгорелся три года назад. С ведома бывшего акима области в частную собственность ушло крупное строение в центре города – памятник истории и архитектуры, возведенный некогда политическим ссыльным Орестом Костюриным. На его месте появилось стилизованное сооружение, вместившее "сервисный набор" – от гостиницы до кулинарии. "Это реквием по исторической архитектуре", – заметили в музее.
В Павлодаре чиновники за последние пять лет продали в частные руки по крайней мере три архитектурных памятника: гостиницу "Ливадия", в которой до революции останавливались заезжие купцы, кинотеатр "Фурор", где в начале века крутили немое кино, и здание уездного потребительского общества постройки 1915 года.
Гостиницу "Ливадия" сбыли частному предпринимателю в мае 2000 года, за два месяца до того, как вышел указ президента, запрещающий продавать объекты исторического и культурного наследия. Потом экспертной комиссии не составило труда добиться исключения "Ливадии" из списка памятников истории и архитектуры.
Филармония ушла с молотка по несколько иному сценарию: ее сначала исключили из реестра памятников, а потом "по закону" продали в частные руки. Сотрудники департамента культуры считают это вынужденной мерой: на ремонт здания будто бы требовалось около 60 миллионов тенге. "Плохим состоянием" они объясняют и продажу кинотеатра "Фурор".
Приватизированные памятники старины пока украшают центр Павлодара, но в любое время могут исчезнуть. Новые владельцы имеют полное право на снос городских достопримечательностей. А свободный кусок земли в центре города нынче ценится дорого.
Дом Шолохова стал пристанищем для бездомных В 50 миллионов оценен ущерб, нанесенный государству бывшим начальником Кызылординского областного управления коммунальной собственности и приватизации. Сейчас он находится под следствием. Следователи выяснили, что при его участии были незаконно приватизированы три объекта – гостиница "Сырдария", находившаяся на балансе областного акимата, институт повышения квалификации и представительство областного акима в Алматы.
Некогда знаменитая в городе гостиница "Сырдария", где останавливались высокие гости и советские руководители, сейчас представляет собой жалкое зрелище. Кстати, согласие на ее приватизацию дал бывший заместитель руководителя региона Болатбек Куандыков, против которого осенью прошлого года тоже возбуждалось уголовное дело. Однако в настоящий момент разговоры о привлечении его к ответственности затихли.
Победителем на аукционе тогда стало никому не известное ТОО "МД-Сервис", никогда не работавшее в сфере гостиничного бизнеса. Весь комплекс был продан за 8 миллионов тенге, хотя специалисты оценивают его не менее чем в 37 миллионов. Сейчас на территории гостиницы выросло несколько многоуровневых особняков, и, похоже, объект покупался только ради земельного участка в престижном районе.
В прокуратуре считают, что, если все эти сделки по приватизации государственных зданий будут признаны нелегальными, история грозит перерасти в затяжной спор между хозяйствующими субъектами, так как за три года с момента передачи их в частные руки объекты не раз уже поменяли хозяев.
А вот в Уральске местные бизнесмены, в свое время за гроши ставшие хозяевами архитектурных памятников, предлагают государству выкупить их обратно, но… уже за гораздо большие деньги.
Дом, в котором останавливался известный писатель, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов во время приездов в Уральск, находится под охраной государства. Но в период массовой приватизации здание за копейки было продано частному лицу.
Сегодня он стоит без окон и дверей, а мемориальная доска на памятнике культуры еле заметна. Он стал пристанищем для бомжей. Союз писателей области уже не раз обращался к властям с просьбой передать этот памятник творческой интеллигенции. И нынешний хозяин объекта не прочь с ним расстаться, но за 8 миллионов тенге. Именно в такую сумму он оценил развалившийся по его вине памятник культуры.
Еще один памятник архитектуры XIX века – дом купца Овчинникова. С ним связана весьма любопытная история – о том, как поссорились купцы Овчинников и Карев, в Уральске расскажет вам любой школьник.
У богатого купца и скотопромышленника Овчинникова был большой дом. На втором этаже этого дома семья любила распивать чаи. И глава семейства любил похвастать, что на этой веранде никогда не заходит солнце. А купец Карев как-то заявил, что он закроет ему солнце... Так появилось решение о строительстве самого большого здания в Уральске. Горожане очень гордятся этими домами. Дом Карева, где нынче размещается филармония, пока здравствует. А вот территорию, где располагалась та самая знаменитая веранда Овчинникова, бывший аким города Мукатаев продал некоему бизнесмену. На этом месте появилось блеклое здание магазина.
Купеческий дом доживает свой век, но без легендарной веранды это уже и не памятник архитектуры, а просто ветхий домишко.
По сообщениям наших собственных корреспондентов
№5 3 Февраля 2006 г.
|