Дрофы, балобаны и семь шейхов. Южный Казахстан, как охотничье угодие арабских нуворишей 10:36 04.02.2006
Королевская охота
Приезд высоких чинов с Ближнего Востока в Южно-Казахстанскую область проходит незаметно для населения. Улицы в Шымкенте не перекрывают усиленные наряды полиции, загодя не устраивается срочный ремонт ям и колдобин на главных трассах, школьников и студентов не снабжают флажками с соответствующей символикой и не выстраивают вдоль движения почетного эскорта. Все тихо.
А причина проста – эти визиты арабских шейхов носят сугубо неофициальный и даже частный характер. Арабы приезжают к нам поохотиться на краснокнижную дрофу-красотку. И теперь даже строят взлетно-посадочную полосу для своих шейхов.
Не то чтобы Казахстан получал огромные инвестиции или материальную помощь из арабских стран. Из стран мусульманского мира мы больше ориентированы на Турцию. Но поддерживать хорошие отношения с самыми богатыми людьми планеты наша страна, конечно, должна.
И правительство с 2000 года нашло, как минимум, один способ доставить радость арабским шейхам.
> Семи высокопоставленным вельможам Объединенных Арабских Эмиратов, Королевства Саудовская Аравия, Кувейта и Катара специальным постановлением правительства разрешено охотиться в Казахстане на редкие и исчезающие виды птиц – соколов-балобанов и дрофу-красотку.
Южно-Казахстанская область вошла в число территорий, на которых ежегодно с сентября по октябрь арабские шейхи имеют право отлавливать дрофу-красотку, или, как она называется в просторечии, – джека. А с 2004 года неожиданно для себя наша область вообще стала охотничьей резиденцией самого президента Объединенных Арабских Эмиратов – шейха Халифа Бен Заид Нахайяна.
Специальный представитель шейха в Шымкенте господин Вячеслав Бакиев после долгих отговорок и отнекиваний все же посвятил нас в некоторые подробности королевской охоты.
Шейх прибывает не только вместе со своей свитой и персоналом, но также с собственными соколами-балобанами. С помощью этих выученных охотничьих птиц и происходит охота на дрофу-красотку. Затем добычу загружают в рефрижератор и доставляют в Дубай – к обеденному столу домочадцев шейха.
Квоты на отлов, установленные правительством, составляют до 50–100 особей дрофы-красотки для лицензиата, но арабские охотники практически ни разу не использовали их на сто процентов. По уверению г-на Бакиева, для шейхов охота является своего рода приятной традицией, от которой они привыкли получать удовольствие, но никак не практическую или иную материальную выгоду. Поэтому охотники вполне удовлетворяются добычей в 5–10 дроф и редко проводят в степях Казахстана весь отпущенный на охоту срок два месяца – с 1 сентября по 31 октября. И это в том случае, если охота вообще состоялась.
Так, в 2004 году Халиф Бен Заид, тогда еще официально носивший статус наследного принца эмирата Абу-Даби, пробыл в области только два дня. Так и не успев поохотиться, он вынужден был срочно уехать обратно в Эмираты в связи со смертью своего отца, тогдашнего президента ОАЭ Заеда Аль Нахайяна.
После этого Халиф Бен Заид стал президентом ОАЭ, а Южно-Казахстанская область, где шейх Халиф получил эксклюзивную лицензию на право охотиться, соответственно – охотничьей вотчиной президента Эмиратов.
Наиболее наглядно эти изменения отразились в Отрарском районе, где начато строительство взлетно-посадочной полосы поблизости от места охоты главы Арабских Эмиратов. Строительство ведется за счет арабской стороны, и полоса предназначена, чтобы доставлять шейха и его свиту к месту охоты воздушным путем. Будет ли эта полоса использоваться в транспортной инфраструктуре Южно-Казахстанской области, представитель шейха сказать затруднился, хотя и не исключил такую возможность.
Из средств арабского шейха обустраивается Арыс-Каратауский заповедник (занимает площадь свыше 400 га), созданный, кстати, во многом именно для охотничьих мероприятий шейхов. Подготовительные работы к проведению охоты ведутся круглый год за счет средств и с использованием материально-технической базы арабской стороны. По словам представителя, в заповеднике постоянно находится несколько джипов шейха, оставленных здесь для охоты. Однако именно на этих джипах егеря заповедника смогли в прошлом году задержать браконьеров, прибывших в область на незаконный промысел из далекого Катара.
До инвестиций в Южно-Казахстанскую область у арабов, видимо, руки не доходят. Финансовая и материальная помощь, если таковая оказывается, направляется в целом на Казахстан.
Но осенью 2003 года во время охоты в области шейха Сурур Бин Мухаммеда акимат города Арыси обратился к нему с предложением оказать посильную помощь арысскому родильному дому. Материально-техническая база роддома оставляла желать лучшего, а количество рожениц в Арыси постоянно росло. Шейх отреагировал оперативно, и в декабре того же года роддом получил новую мебель, медицинское оборудование и технический инвентарь на 10 тысяч долларов.
Более пока никто в Южно-Казахстанской области к арабам за помощью не обращался. Хотя, возможно, и случай не представлялся – как уже было сказано выше, в 2004 году охота внезапно прервалась. Не состоялась она и в 2005-м, видимо, по причине государственной занятости Халифа.
На 2006 год лицензии на охоту не получал еще никто, даже президент ОАЭ. Впрочем, правительственные постановления и соответствующие лицензии принимаются накануне охотничьего сезона. Так что не исключено, что в нынешнем году президентская охота у нас все-таки состоится.
Данил Шемратов, Шымкент №5 3 Февраля 2006 г.
|