"Пусть и с дырками, зато американскими!" Киргизам очень нравится мусор с авиабазы "Ганси" 12:10 04.02.2006
Мусор made in USA Откуда у жителей поселка Манас камуфляжная заокеанская форма? И почему рыбаки возле местных водоемов располагаются на модных раскладных стульчиках из–за океана? Сколько нынче стоят сигары, салями и сухари с американской авиабазы? Эти вопросы давно интересуют столичных бомжей. Да и не только их...
Американские кыргызы Обитатели поселка Манас, что рядом с одноименной военной базой, рассказывают удивительные вещи. Дескать, у каждого второго здесь имеется хоть и небольшой, но американский трофей. Большинство с охотой демонстрировали форму с нашивкой Air Forse, заграничные фляжки, бляшки и раскладушки. Все вещи почти новые, на пресловутый секонд–хэнд смахивающие очень отдаленно. Вопрос "Откуда вещички?" - встречал разные ответы. Большинство обладателей поведали, что это подарки друзей или родственников. Другие рассказывали, что купили у неизвестных личностей. Но все пребывают в полной уверенности, что их сокровища - отходы с мусорной свалки 736–го авиаэкспедиционного крыла международной антитеррористической коалиции. Торговцы на рынках Бишкека отказываются рассказывать, откуда к ним попадают экипировка, ботинки–берцы и прочая экзотика. Стоит это все немало, но раскупается вмиг. А терять поставщика никому не хочется...
Грязные баксы Как только в конце 2001 года Кыргызстан разместил у себя коалиционные войска, встала проблема утилизации отходов. Около двух тысяч солдат, офицеров и обслуживающего персонала ежесуточно "производят" мусора не меньше двух контейнеров. Вначале их вывозили на городскую свалку. Но там за экзотические яства, пусть и подпорченные, устраивались целые побоища среди бичей. Опасаясь массовых отравлений, санэпидстанция это дело запретила. Сейчас военнослужащих на базе поменьше - около 1250 человек, из которых полсотни испанцы, остальные - янки. Все они едят, пьют, курят. А значит - постоянно пополняют контейнеры. Мы решили разведать, кто же сейчас помогает воякам жить в чистоте? Но это, на удивление, оказалось очень непросто. Сначала мэрия отослала нас в Аламудунский акимиат, тот - в Ала–Арчинский айыл окмоту. Там заявили, что спросить бы надо у руководства аэропорта - его вотчина. А в "Манасе" ответили, что коалиционщики вывозят свои отходы сами. Куда? Они не в курсе.
> Выйти на легендарную американскую свалку помогли жители окрестных сел. Полигон размером с добрый гектар раскинулся в глуши за поселком Манас. Мы сразу же рванули туда. Не без труда, но нашли искомую точку. На наши призывные крики из–за бетонного ограждения ответили, что корреспондентов не заказывали. А значит, мы можем ехать обратно.
Будь честен!
Пришлось действовать методом ниндзя - отыскать лаз в стене и проникнуть, как диверсанты, на территорию, считающуюся частной собственностью. Оказалось, что отходами занимается ОсОО под названием "Чынбол" (переводится как "Будь честен"). Эта фирма с момента запрета вывоза мусора на городскую помойку заключила с авиабазой договор, согласно которому должна утилизировать импортные отбросы.
Исполнительный директор предприятия Жаныбек Чынгышбаев рассказал, что его машины транспортируют мусор с военного объекта ежедневно. Работники его перебирают и сортируют. Что можно сжечь - сжигают. Остальное тихо, два раза в неделю, увозят на окраину Бишкека, упреждая возможные конфликты между тамошними обитателями. Доски же от использованных ящиков и прочую мелочь могут продать своим же работникам. По очень низким ценам.
А вот откуда у местного населения появляются заграничные вещи, Чынгышбаев, по его словам, не знает. Но есть у него подозрение по поводу компании–конкурента. Дескать, сам не видел, но рабочие рассказывали о подозрительном ЗИЛе, ежедневно бывающем на территории авиабазы. Мол, непонятно, кто же вывозит мусор параллельно с ними, не соблюдая санитарных норм. Попросту говоря, конкуренты сжигают на пустыре непригодное к продаже. Остальное уходит на Ошский рынок. Вся информация, которой обладает глава "Чынбола", - номер ЗИЛа.
Все вроде бы гладко. Но смутили два момента. Чынгышбаев запретил фотографировать свои владения, ссылаясь на "смотреть–то не на что". Хотя, с его слов, скрывать ему нечего. А второй нюансик - работяги его одеты в тот самый камуфляж а–ля "Буря в пустыне".
Деньги не пахнут
Управление ГАИ сработало оперативно - через пару часов мы уже знали владельца ЗИЛа и его адрес. Бахтияр, юридический хозяин машины, рассказал, что два года назад продал этот грузовик некоему Рафаэлю. После упорных поисков удалось–таки поговорить и с ним. Рафаэль оказался человеком, уставшим от бесконечных вопросов.
Он поведал, что у него действительно есть контракт с антитеррористами на уборку территории. Летом к этим обязанностям добавляется покос травы. Но все, чем ему можно поживиться, - бумага и непригодная дребедень. С экологами же все тип–топ - разрешения в наличии. Есть даже чеки с городской свалки - незаконно ничего не сжигается. Про его бизнес предприятие "Чынбол", дескать, знает прекрасно. И давно пытается выдавить из дела. Отсюда постоянные проверки со стороны правоохранительных органов: беседы и досмотры.
Ни единой мало–мальски ценной вещи, по словам Рафаэля, к нему не попадает. Сбор отходов ведется из бачков под строгим присмотром двоих гринго. Кстати, в прошлом году Рафаэлю удалось кое–что передать дому престарелых и детским интернатам. Потом посыпались проверки и обыски дома. Так что милосердие оказалось делом неблагодарным.
А базовские вещи у людей, по словам Рафаэля, - это работа "Чынбола". Более того, он подозревает, что есть даже подпольные точки, где идет сбыт мусорного товара. Но здесь криминала не оказалось. В контракте каждого из подрядчиков–уборщиков стоит графа: мусор является его собственностью. И он волен делать с ним все, что вздумается. Главное, чтоб налоги платил.
По слухам Года три назад российские СМИ хором трубили о некой мафии, продающей американский мусор. Якобы грузовики даже охраняются "братвой" на джипах. А "забугорные" отходы продаются нашим согражданам за небывалые деньги. Также говорилось, что засекреченная свалка является центром не совсем чистого, но весьма доходного бизнеса, а также предметом повышенного интереса местных криминальных структур. Отходы с авиабазы Ганси, включая и пищевые, считаются довольно значительным источником нелегальных доходов преступных группировок.
Комментарий "оттуда"
На американской базе сообщили, что ни один из подрядчиков не уполномочен вывозить что–то ценное. Более того, в целях безопасности военнослужащих вся списанная одежда приводится в негодность. Ибо может использоваться потенциальным противником в качестве маскировки для нападения.
Американцы заверяют, что о попадании запрещенных предметов в руки населения и речи быть не может. Оказывается, есть третий подрядчик - "Туран Медикэл", который вывозит и уничтожает медицинские отходы. При этом соблюдаются все нормы не абы кого, а Агентства по защите окружающей среды США.
Что же касается остальных предметов, янки признались, что в 2003 году вели благотворительную программу. Тогда бедным были переданы вещи, которые те используют до сих пор. Износу они не знают, качество далеко не китайское. Но главное - престиж! Как выразился один сельчанин, обладатель элитных армейских полусапог: "Пусть и с дырками, зато американскими!".
Андрей ОРЕШКИН. 3 февраля 2006 года. №21
|