"ПГ" > Казахстанские, российские и украинские металлурги воюют ГОКами 10:12 06.02.2006
Металлургический сектор раздирают отраслевые войны
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №22 от 21 января 2006 года обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты, железные и цинковые. Действующие ранее ставки ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты, железные и цинковые, равнялись 5 процентам от таможенной стоимости. Это должно поспособствовать притоку на российский рынок более дешевой украинской и казахстанской железной руды. При этом двоякость этого, подписанного Михаилом Фрадковым документа вполне очевидна. Обнуление пошлин на руду облегчит жизнь отечественным металлургам, которые оказались в ценовых "ножницах", и одновременно ставит в сложное положение горнообогатительные комбинаты (ГОКи).
В настоящий момент на рынке черных металлов сложилась ситуация, когда мировые цены на металлопрокат зафиксировались и потихоньку ползут вниз, в то время как выросшие цены на сырье, а это железорудный концентрат и металлизованные окатыши, достигли своих пиковых значений. Что весьма серьезным образом сказывается на рентабельности. Полемика об эластичности спроса и предложения ни в коей мере не может быть отнесена к отечественному рынку сырья для черной металлургии, где еще несколько лет назад царил откровенный монополизм металлургических комбинатов, который теперь сменился монополизмом сырьевиков, то есть ГОКов. Несмотря на то что реформы экономики в стране продолжаются вот уже второе десятилетие, в металлургическом секторе рыночные механизмы регулирования так и не появились.
> "Мяч" на поле ГОКов, которые диктуют цены. В особенно сложном положении оказался Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). В Челябинской области на месте горы Магнитной, давшей комбинату имя, давно зияет огромная яма. Собственные ресурсы комбината выработаны, и он работает на привозном сырье. Серьезный конфликт между ММК и производителями железорудного сырья - и Соколовско-Сарбайским ГОКом (ССГПО, Казахстан), и Михайловским ГОКом (МГОК) - разгорелся еще весной прошлого года. После того как МГОК резко поднял отпускные цены на свою продукцию, рентабельность уральских металлургов резко упала и они отказались подписывать контракт с курскими горняками. На тот период МГОК покрывал около 20 процентов потребностей ММК в железорудном сырье. Однако вскоре по причине предполагаемых договоренностей МГОК с Соколовско-Сарбайским ГОКом, который обеспечивает потребности ММК в окатышах и железорудном концентрате на 70 процентов, казахские горняки прекратили на Магнитку поставки сырья. Из-за чего пришлось остановить производство на ряде участков магнитогорского комбината. То есть ММК за его неуступчивость была объявлена самая настоящая сырьевая блокада.
В тот момент оба ГОКа опровергли обвинения ММК в наличии ценового сговора. Однако новость о том, что акционеры этих двух ГОКов ведут переговоры об альянсе и об объединении активов, всколыхнула рынок. Вообще планы владельцев Михайловского ГОКа уже давно должны были насторожить Федеральную антимонопольную службу. Его решение создать на постсоветском пространстве гигантский холдинг, объединяющий все горно-обогатительные комбинаты, должно вызвать опасение не только у металлургов, но и у Правительства России и руководства, в первую очередь Украины и Казахстана. Это может негативно сказаться и на других секторах экономики, таких как обрабатывающее производство, строительство, транспорт. Хотя пока это только планы ГОКов, но для металлургов в долгосрочной перспективе ситуация все равно остается неопределенной, так как возникает опасность корпоративного сговора уже между российскими, украинскими и казахскими производителями железорудного сырья. Ситуация усугубляется и тем, что поставщики металлолома по примеру ГОКов также задрали цены.
Вместе с тем постановление ставит российские ГОКи в непростое положение - внутренний рынок железорудного сырья оказался фактически распахнут настежь. Дешевая руда из украинского Кривого Рога и Казахстана все в большем объеме вытесняет российскую продукцию. Фактически из арсенала защиты нашего внутреннего рынка удален такой важный инструмент, как тарифное регулирование. В этой связи необходимо напомнить, что ранее Федеральная служба по тарифам снизила стоимость железнодорожной перевозки железных руд и металлизованных окатышей для украинских производителей, чем уравняла их с российскими ГОКами. Рассуждения металлургов о том, что украинская руда позволит уменьшить себестоимость металлопроката, верны лишь отчасти. Рентабельность металлургов в результате обнуления пошлины на сырье автоматически вырастет примерно на пять процентов. Однако эти проценты, скорее всего, вызовут кризис сбыта у российских ГОКов. Если учесть, что Михайловский и Лебединский комбинаты в значительной мере формируют бюджеты Курской и Белгородской областей, то понятно, что эти регионы гарантированно понесут серьезные финансовые потери.
В попытке сохранить свои прибыли Магнитогорский металлургический комбинат, один из крупнейших игроков на рынке, да и другие меткомбинаты проводят активную работу в Правительстве, что нарушает характерное для металлургической отрасли неустойчивое равновесие. Несмотря на доминирование ГОКов, прибыли металлургов и сырьевиков в известной мере приближения сравнялись, что могло бы способствовать гармоничному развитию металлургического сектора в целом. ГОКи получили средства на модернизацию производства, а металлурги получили гарантии на бесперебойность поставок железорудного сырья. Но здесь уместно напомнить, что еще несколько лет назад при бешено растущих мировых ценах на металлопродукцию ГОКи пребывали на положении пасынков и еле сводили концы с концами. Ценовой диктат металлургических комбинатов ставил добывающую отрасль в ситуацию системного кризиса.
Сейчас стало очевидным, что делиться прибылью металлургам надоело и через изменение тарифов на перевозку и таможенное оформление они пытаются отыграть ситуацию назад. В связи с этим возникает вопрос: почему Правительство РФ, принимая подобные послабления для иностранных добывающих компаний, абсолютно не учитывает интересы российских? А если учесть, что продукция металлургов реализуется на внешнем рынке, как правило, через офшоры, которые хорошо умеют прятать прибыль, то стенания металлургов по поводу собственной низкой рентабельности могут быть и вовсе лишены какого-либо серьезного основания.
Благоволение Правительства по отношению к украинским и казахским ГОКам тем более непонятно, если учесть, что налоговые режимы для добывающего сектора и экспортеров в этих странах весьма щадящие. В связи с чем они вполне смогут демпинговать на нашем внутреннем рынке. Что самым негативным образом отразится на положении отечественных ГОКов, которых неминуемо ожидает стагнация производства и потеря собственной капитализации. Не исключено, что именно это и является конечной целью ММК и других металлургических комбинатов, которые давно желают прибрать к рукам все железорудные месторождения и горнодобывающую инфраструктуру. Возможно, этим соображением и объясняется наблюдающийся в последние дни серьезный рост курса акций российских металлургических комбинатов на фондовых площадках. Высокая степень концентрации железорудных активов в руках небольшой группы взаимосвязанных лиц говорит о том, что война между металлургами и сырьевиками будет продолжена. Причем, учитывая слабость и несовершенство российского антимонопольного законодательства, а также механизмы претворения его в жизнь, стороны попеременно будут одерживать победы и терпеть поражения. А это означает, что и в дальнейшем как сырьевики, так и металлурги не застрахованы от внеплановых остановок производства. Чтобы не страдал отечественный металлургический сектор в целом, приносящий весомую часть бюджета страны, необходимы более жесткие механизмы ценорегулирования. Правительству стоит более детально разобраться в этой ситуации, так как нельзя допустить, чтобы один сектор паразитировал за счет другого.
Александр САДОВНИКОВ 3.02.2006
|