Иранский кризис взял передышку. Противники дают друг другу время для маневра 11:25 07.02.2006
Накануне посол Ирана в Казахстане Ромин Мехмонпараст заявил, что его страна никогда не отказывалась и не отказывается от сотрудничества с МАГАТЭ. При этом он подчеркнул, что речь идет только о прекращении действия добровольно принятого Ираном Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Посол напомнил, что действие Дополнительного протокола прекращено в Иране по решению руководства в минувшее воскресенье вечером. Оно было принято Ираном после того, как совет управляющих МАГАТЭ решил проинформировать Совет Безопасности ООН об иранской ядерной программе.
Руководитель Центра координации российско-иранских программ Раджаб Сафаров в интервью "Газете" назвал последние выступления иранских представителей предсказуемыми. "Иран действительно собирался выйти из МАГАТЭ, но вовремя изменил свои планы, даже не успев начать промышленную добычу обогащенного урана", - заявил Сафаров. Тем самым становится понятно, что Иран вместе со всем мировым сообществом начинают играть на грани фола, ожидая первого шага со стороны друг друга.
>Тегеран надеется на смягчение условий Москвы. Он хочет четких гарантий того, что в один прекрасный момент Россия в одностороннем порядке не прекратит поставки урана. Если гарантии доступа к СП по разработке обогащенного урана на нашей территории не будет получены, договор 16 февраля Иран не подпишет.
Россия тоже ждет уступок. Глава МИД Сергей Лавров на брифинге в Афинах заявил, что главное для всех стран в кризисной ситуации с Ираном - это проявлять сдержанность и воздержаться от резких высказываний и угроз.
"Нашу страну тоже можно понять. Иран для нее - стратегически важный партнер. Ежегодный товарооборот между Москвой и Тегераном у нас составляет около 2 миллиардов долларов, - говорит Раджаб Сафаров. - Мы уже подписали резолюцию МАГАТЭ. Еще один опрометчивый поступок, и Россия попадет к персам в разряд недружественных государств. Это мгновенно повлечет за собой сворачивание всех торгово-экономических контактов".
На попятную пошла и Франция. После радикального решения МАГАТЭ и "евротройки" министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази выступил с призывом к Ирану не загонять себя в изоляцию и возобновить переговоры о своей атомной программе. "Международное сообщество не хочет наказывать Иран, его цели политические, - сказал глава французского МИД в радиоинтервью. - Нет стремления к конфронтации, но есть стремление к переговорам". Тем самым Филипп Дуст-Блази еще раз повторил мысль, витающую в умах всего мирового сообщества. Иранский кризис связан вовсе не с технической стороной дела. Это вопрос политического влияния США и Израиля, но из-за их разногласий остальные страны не желают оказаться на грани глобального кризиса - как экономического (подорожание нефти до 80 долларов за баррель), так и политического (начало третьей мировой войны). И если никто не сделает первый шаг, худшие опасения могут сбыться уже через 2-3 года.
Ольга Павликова Материал опубликован в "Газете" №19 от 07.02.2006г.
|