Узбекистан/Киргизия - Криминал и экстремизм: брак по расчету 08:57 08.02.2006
Обеспокоенность спецслужб фактами экстремистской пропаганды в местах заключения вполне объяснима. С этим уже неоднократно сталкивались их коллеги-силовики Узбекистана и Кыргызстана.
Активисты экстремистских организаций, и в частности "Хизб-ут-Тахрир", уделяют огромное внимание работе с преступными элементами. Для этого существует множество причин.
Первая причина – идеологическая. >С точки зрения религиозных экстремистов члены криминальных сообществ – это "заблудшие" души, нуждающиеся в наставлении на "путь истинный". На первый взгляд ничего предосудительного в этом нет. Примерно этот же мотив работает, когда миссионерскую деятельность в исправительных учреждениях ведут и неэкстремистские религиозные организации. Тонкость только в содержании религиозной пропаганды, содержании проповедуемого "божьего слова". Вторая причина – организационная. И организованные криминальные группировки, и экстремистские религиозные организации находятся на нелегальном положении. Они вынуждены работать в подполье. Методы организации работы (обмен информацией, процедуры принятия решений и многое другое) у них практически идентичны. Только у экстремистов они окрашены в религиозные тона, но не более того. Соответственно, на подготовку рядового члена экстремистской организации из бывшего преступника уходит намного меньше времени, нежели из простого гражданина с улицы.
Существенное значение играет поиск источников финансирования экстремистских организаций и преступных сообществ. Не так давно Комитет национальной безопасности сообщал о раскрытии преступной группировки в Южном Казахстане, занимающейся похищением предпринимателей с целью получения выкупа. В ходе проверки оказалось, что члены преступной группы являются активистами экстремисткой организации. Иными словами, источники финансирования и криминалитета, и экстремистов – одни и те же. Это торговля наркотиками, оружием, похищения людей и вымогательства. Доля средств, поступающих в распоряжение религиозных экстремистов из-за рубежа, на самом деле не является решающей для поддержания их деятельности.
Третья причина – психологический фактор. Люди, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях, в подавляющей своей массе являются маргиналами. Зачастую они – убежденные противники той социальной системы, в которой мы все живем. А потому они оказываются более восприимчивыми к новой системе ценностей, которую им предлагают эмиссары экстремистских организаций.
Вопрос, которым сейчас обеспокоились спецслужбы, сильно запоздал. Его необходимо было ставить раньше. В скором времени обстановку начнет осложнять еще один неприятный фактор – взаимная материальная поддержка криминалитета и экстремистов. В некоторых районах Кыргызстана и Узбекистана движение "Хизб-ут-Тахрир" проводит своеобразные "социальные" программы – оказывает беспроцентную материальную помощь наименее защищенным слоям населения в обмен на поддержку с их стороны в будущем. То есть поступает примерно так же, как сицилийская мафия вербует своих новых членов. Казахстанские заключенные – не самая обеспеченная прослойка населения, а потому подобная модель "сотрудничества" может рассматриваться экстремистскими организациями как весьма эффективный механизм. Вопрос только в укреплении материальной базы экстремистов. Выход из сложившейся ситуации пока напрашивается только один – лиц, осужденных за пропаганду религиозного экстремизма, необходимо содержать в одном исправительном учреждении. Именно так и поступили власти США, когда приняли решение о создании на базе Гуантанамо тюрьмы для военнопленных из числа сторонников движения "Талибан".
Максим КАЗНАЧЕЕВ, проект-координатор Центра антитеррористических программ.
08.02.2006
|