Э.Каниметов: Политизация ислама в Киргизии. Часть 1-я 17:39 08.02.2006
1.Основные причины политизации ислама
В Центральной Азии ислам уже давно стал одним из факторов политического процесса. Он оказывает большое влияние на общественное бытие, в какой-то степени и на личную жизнь людей.
Но политическая ситуация в ЦА не отличается простотой. Развитие ее нужно прогнозировать исходя не только из знания специфики ислама как социокультурной системы, сколько из учета национальных, этнокультурных и социально-экономических факторов. В странах ЦА в краткосрочной и среднесрочной перспективе нет объективных предпосылок для создания исламского государства. Различные внутренние и внешние факторы выступают сегодня в качестве естественных препятствий на пути создания фундаменталистских режимов. Но не исключено, что эти же факторы, в зависимости от их сочетания, могут способствовать обострению ситуации, одним из результатов чего может стать образование исламского государства на юге ЦА в будущем.
>Политизации ислама способствуют не только религиозная традиция и сложившаяся конкретная ситуация в регионе ЦА. Более весомым фактором, если рассматривать ситуацию в Киргизии, стали негативные последствия постперестроечной идеологии либерал-капитализма. Процессы глобализации и распространение идеологии дикого капитализма в Киргизии протекают тотальнее и изощреннее, чем в свое время происходило внедрение советско-марксистских инноваций. Они мобилизуют эгоистические и скотские порывы, превращающие человека в экономическое животное. Поэтому воздействие либерал-капитализма гораздо страшнее и разрушительнее, чем воздействие идеологии коммунизма.
"Либеральная" система, посредством западной массовой культуры и политических институтов, "обрабатывает" внутренний мир человека. Она направлена на возбуждение у него низменных и греховных чувств. Воспитание в духе созидания практически исчезает, оно начинает подменяться примитивным бизнесом. На образование и воспитание сейчас напрямую влияет криминальная обстановка, неопределенные перспективы развития, низкий авторитет официальных институтов, национальные конфликты, упадок экономики и т.д. Культ насилия и денег, порнография, бездуховность уже много лет отравляют неокрепшее сознание детей. Они уже мало читают, а если читают, то литературу невысокого качества.
Налицо кризис образовательной системы в Киргизской Республике. В педагогической практике примитивизируется понятие личности и нравственности, пропагандируются мелкие эгоистичные цели. Ясно, что при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания в обществе родители сами зачастую не в силах справиться с задачей нравственного воспитания своего ребенка. Именно эти негативные тенденции, которые продолжают усиливаться после распада СССР, заставляют многих людей с надеждой обращаться к исламу.
Во время опроса населения, который был проведен Центром социальных исследований Национальной Академии наук Кыргызстана, большинство респондентов положительно ответили на вопрос: "Ислам однозначно связан с укреплением в обществе нравственных устоев": 55% - в анкетных данных и почти 100% - во время полевых работ. 47% респондентов отметили, что ислам дарит внутреннюю силу и духовную опору. Почти все респонденты ответили, что верят в загробное воздаяние за те трудности, которые приходится пережить в этой жизни, и за твердость воли сохранить нравственную чистоту.
На процесс складывания социальной базы исламского политического движения влияют установки глобализации или так называемого "нового мирового порядка". Эти установки в нашем случае, в глазах большинства людей, тесно связаны с де-индустриализацией, архаизацией, суррогатной религиозностью и прочими формами существования. Процессы "либерализации", которые были приведены в действие после развала советского государства под видом прогрессивных тенденций развития общества, на самом деле сейчас сворачивают модернизацию, индустриализацию, прогресс, нравственные традиции не только киргизов, но и всех этносов ЦА.
Большинство людей Центральной Азии хорошо понимают, хотя, может быть, только на интуитивном уровне, что с исчезновением этнокультурных нравственных традиций не остается иной альтернативной силы, которая могла бы удержать человечество от падения в рыночно-машинное псевдо-существование. Это является одной из основных причин их обращения к исламу. Ислам для них - надежда и свет во мраке глобализации. Ислам в какой то мере представляется им некоей базисной системой обеспечения ресурсов выживания. Он позволяет ценностям и традициям этнической культуры, сохранив свой потенциал, вписаться в систему исламской культуры.
Ислам тесно связан с традициями киргизской национальной культуры, имеет свою давнюю историю и особенности в жизни киргизского народа. После битвы в Таласе (751 г.) между предками народов ЦА, арабами и китайцами, где мусульмане одержали победу, началось распространение ислама. Исламизация кыргызов Центральной Азии прошла длительный исторический путь. О причинах принятия кыргызами, казахами и другими кочевыми народами исламской религии исследователи выдвигают различные версии. Например, часто утверждают, что кыргызов и казахов силой оружия заставили принять ислам. Но в большинстве подобных исследований часто забывают, что кочевые племена Евразии были очень свободолюбивыми людьми, которые в случае притеснения могли откочевать до Тихого океана и обратно.
Тщательное исследование кыргызской культуры свидетельствует о тесном переплетении национальных традиций и традиций ислама. Обращение кыргызов к исламу во многом является заслугой тех святых мусульманских праведников (суфиев), которые сумели донести истинный свет Ислама душам людей. Такие источники, как "Зиа ал-Кутаб" и "Рафик ат-Талибин", говорят, что принятие кыргызами ислама произошло под влиянием чудес и исцелений, творимых суфиями. Их свойство адаптироваться к местным верованиям, или, проще говоря, их истинная любовь к людям и способность впитывать национальные традиции постепенно приносили свои результаты. Переломным оказался X век, ставший веком торжества ислама на Тянь-Шане. В 960 г., когда Караханидским каганатом правил Муса, ислам приняли "200 тысяч шатров (т.е. семей) тюрок". Ислам стал государственной религией каганата. На столь важное и ответственное решение Мусы повлиял видный проповедник ислама - богослов из города Нишапура Абу-л-Хасан Мухаммед ибн Сурьян Келимати.
По многим достоверным историческим свидетельствам, киргизы отличались высочайшим уровнем морали и самым праведным образом жизни. Они сохраняли такой образ жизни, скорее всего, вплоть до начала ХYIII века, пока не приобщились к оседлым и торговым народам. Анализ различных свидетельств о киргизах на арабском, русском, китайском, персидском и других языках показывает, что вера киргизов основывалась, в силу различных причин, прежде всего, на нравственности, благочестии и чести, а ее внешние атрибуты были второстепенными. Следует заметить, что экономические аспекты жизни для кочевых племен не имели такого первенствующего значения, как у оседлых народов.
У кочевых народов идеи ислама легли в иную почву, обусловленную сосбым образом жизни, национальной культурой и менталитетом. Существуют мнения о том, что ислам, в частности суфизм, сам испытывал влияние шаманизма и многое от него воспринял. Например, Дж.С. Тримингэм ("Суфийские ордена в исламе". М., 1989) пишет, что суфийские общины стремились вобрать в себя и синтезировать народные верования, поскольку это был единственный способ сохранить идеалы, лежащие в основе религиозных движений.
В целом, можно сказать, что в латентном виде в исламизированной киргизской нравственной культуре сохранились национальные доисламские традиции. Вопрос состоит в том, возможно ли сейчас реанимировать эти ценности и использовать их в современной жизни кыргызов. Окажется ли возможным возобновить культуру нравственной жизни заново, как когда-то святые праведники открыли киргизскому народу истинные ценности исламской нравственной культуры?
Активисты и распространители ислама в Кыргызстане уже давно осознали, что их усилия по внедрению религии в голом, саудо-арабском, ваххабитском виде обречены на поражение. Они в своих проповедях больше всего делают акцент на нравственное самочувствие людей, на национальные традиции. Хотя официально они придерживаются ваххабитской ориентации и финансируются из Саудовской Аравии, Кувейта и т.п., де-факто они давно уже стали на путь ханифитского мазхаба, известного своей терпимостью. Возрастающая популярность ислама среди киргизского народа объясняется, прежде всего, тем, что ислам в Киргизии выступает защитником моральных устоев общества. Он предохраняет от разрушения культурного ядра нации - с одной стороны, и от маргинализации, архаизации, узкого национализма - с другой.
Эмиль Каниметов, кандидат философских наук, доцент, заведующий отделением госкомитета Правительства Республики Кыргызстан
Продолжение следует 7.02.2006
|