Б.Сейдахметова: Еще раз о войне цивилизаций, или Сатанинские рисунки 11:57 11.02.2006
>Войну цивилизаций спровоцировали двенадцать (библейская цифра) карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованные в датской газете, доселе неизвестное название которой Jyllands-Posten теперь знакомо каждому правоверному.
И хотя власти Дании поторопились принести извинения, волнения среди мусульман, как в арабских странах, так и в Европе, не прекращаются. Более того, некоторые арабские страны отозвали своих послов из Дании. А в Иране в ответ объявили конкурс карикатур на тему холокоста. Короче, очень похоже на религиозно-дипломатическую войну, которая в одночасье может стать совсем некарикатурной
Война цивилизаций, роли религии, бога в жизни людей разной культуры во времена великой глобализации - любимые темы политологов последних пяти лет. А еще свобода слова, которую каждый понимает по-своему. И, наконец, о том, существуют ли вообще идеальные понятия добра и зла, порядочности и морали, справедливости и демократии. Именно этой "войной цивилизаций" тривиально объясняют причины международного терроризма, проблем с иммигрантами в западноевропейских странах, непонимания между европейским Западом и арабским Востоком. "Непонятное вызывает естественное раздражение", - говорят сторонники этой теории.
Даже те, кто уверен, что не существует никакой "войны цивилизаций", без этого шаблонного определения уже не могут обойтись, считая, что определенные элементы столкновения цивилизаций все же присутствуют. Цивилизации в данном конкретном случае - это исламский и христианский миры. Другое дело, что термин "радикальный" традиционно применяется только по отношению к исламу.
Самое забавное во всей этой истории с карикатурами это то, что ведь в европейских странах о, так сказать, "радикальных" мусульманах знают больше, чем у нас в Центральной Азии. В странах нашего региона ислам прошел через семидесятилетний период коммунистического фильтра, а также имеет элементы язычества и степного идолопоклонничества. То бишь далеки мы от арабского идеального ислама, в то время как в демократической и свободной Западной Европе арабская культура (читай: ислам) давно сосуществует с культурой христианской. Впрочем, может, именно тот факт, что "сосуществует" и нет взаимной интеграции и реальной терпимости по отношению друг к другу? Достаточно вспомнить декабрьские события в пригороде Парижа. Ведь не в один же день они вспыхнули, а стали результатом долгих споров на тему интеграции мусульман в европейском обществе, а также ответном стремлении европейцев понять и принять непонятную, чужую культуру. Часто эти споры тоже носили радикальный характер и подогревались праворадикальными европейскими политиками. Впрочем, с главной идеей европейских националистов я не могу не согласиться, а именно с тем, что иммигранты должны интегрировать в европейское общество, изучать язык и историю государства. Конечно, без ущерба собственной национальной идентичности. Впрочем, к чему это я? Да к тому, что не могли не знать датские журналисты (а вместе с ними те, кто перепечатал карикатуры в Испании, Франции, Германии, Италии), что, играя в свободу слова, на самом деле тревожат лихо. Ведь есть же уже прецедент в истории цивилизационного противостояния: в свое время книга британского писателя Салмана Рушди "Сатанинские стихи" вызвала не меньшее волнение в мусульманском мире. Исламские организации посчитали ее кощунственной, а лидеры исламской революции в Иране и вовсе заочно вынесли автору книги смертный приговор.
Кстати, тот же одиозный Рушди после терактов в Лондоне высказался в пользу реформы ислама, по крайней мере, в Европе. Он говорит, что в современной Великобритании мусульмане живут закрытыми общинами, что приводит к отчуждению молодежи. Рушди предлагает европейским мусульманам выйти за пределы традиций, чтобы привести основные положения ислама в соответствие с реалиями нового века. "Исламская реформация должна начаться здесь, с принятия того факта, что все идеи, даже самые священные, должны приспосабливаться к изменившейся действительности", - заявил Рушди.
Впрочем, возможно, ситуация с мусульманскими иммигрантами, многие из которых давно стали законными гражданами Европы, достигла какого-то своего логического кризиса? Когда стороны противостояния, каждая на своем языке, пытаются выразить свое отношение, не понимая, что в такой ситуации очень важно учить чужой язык. Как в прямом, так и переносном смысле. Пытаться идти на компромисс. Я вспоминаю, как в Европейском союзе долго спорили вокруг принятия единой европейской Конституции. Тогда поляки и испанцы настаивали на принятии пункта о "христианских ценностях", тем самым абсолютно отвергая сам факт проживания в странах Европейского союза граждан другого вероисповедания. Странная позиция для демократической Европы, не находите?
Впрочем, по признанию самих европейцев, в Европе не сформировалось адекватного представления о процессах, происходящих в мусульманском мире. "Никто в Европе не мог предвидеть исламской революции в Иране, позже - не мог определить трагические события 11 сентября в США", - говорят европейские аналитики.
Один из известных экспертов Центра азиатских исследований в Лондонском университете г-жа Ширин Акинер считает, что европейцы должны активно участвовать в диалоге с мусульманским Востоком. Она предупреждает, что надо очень осторожно использовать часто используемый в Европе враждебный термин "экстремизм" в отношении к исламу, который часто используют как аналог к термину "фанатизм". В первой половине прошлого века всех исламистов называли фанатиками, а теперь - экстремистами. "Я считаю, что применение этих двух терминов опасно", - говорит она. Она же с удивлением приводит тот факт, что к исламу также часто применяют термин "умеренный", в то время как "я никогда не слышала, чтобы говорили об умеренных христианах, или умеренных буддистах". И в этом тоже усматривается настороженное отношение к исламу со стороны христианства и европейцев, говорит она. Мол, ислам - это что-то вроде алкоголя, вещества, опасного в больших количествах, а в малых, умеренных дозах его еще можно принимать.
"Да, терроризм в некоторой степени стал отождествим с исламом, потому что люди, которые совершают теракты, называют себя мусульманами, - признается г-жа Акинер. - Но нужно к этому подходить с большой осторожностью. Мы должны проводить определенные различия между действиями, мотивацией, знать, что за этим скрывается. Мы должны понять, что такое ислам".
Радикальный ислам проявляется во многих формах. Но, как правило, это форма протеста. Ислам и политика всегда были взаимосвязаны. Социальный протест в мусульманском мире очень тесно выражался через ислам. Он может быть массовым - процесс против экономической системы, существующей власти. Этот протест может быть криминальным. Для примера Ширин Акинер привела движения "Талибан" и ХАМАС, в понимании деятельности которых в Европейском союзе наблюдается абсолютный хаос. Между тем тот же Европейский союз проявил неожиданное единство в отношении к Узбекистану и андижанским событиям в мае прошлого года. Однако бурная реакция исламских правительств на карикатуры поражает меня не менее так называемой теологической неграмотности европейцев. Взять, к примеру, то, что Иран потребовал ни много ни мало, но созыва чрезвычайной сессии Организации исламская конференция (ОИК). Посол Ирана в этой организации передал генеральному секретарю ОИК послание с призывом начать кампанию против роста исламофобии в западных странах. С тем же письмом ОИК обратился к генсеку ООН Кофи Аннану. Я могу понять довольно грамотный ход по бойкоту датских товаров, потому как он более действенен, но и менее кровожаден. Однако налеты на европейские посольства в моем понимании - из разряда нецивилизованных.
А ведь когда-то именно мусульмане научили диких христиан тривиальной гигиене. Заранее извиняюсь перед нынешними потомками крестоносцев, дабы не спровоцировать бойкот казахстанских товаров. Однако вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что средневековая Европа многое усвоила от мусульманских народов. Например, плести ковры, посещать баню больше раза в год, делать более совершенное оружие. Говорят, что ветряная мельница пришла в Европу из Сирии. И таких примеров много. Неужели власти в мусульманских странах забыли свою историю, потеряли свою традиционную мудрость, накопленную веками, и позволили себе поддаться на такую, в сущности, дешевую провокацию (если она была)? Я сильно сомневаюсь, что простые граждане на Ближнем Востоке, те самые, что оккупировали в эти дни европейские посольства в своих странах, читают европейские газеты.
Почему именно сейчас правоверных оскорбила прошлогодняя сентябрьская публикация в малоизвестной датской газете? Сейчас, когда ядерное досье Ирана может быть передано на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Сейчас, когда американский президент совершенно недвусмысленно говорит о возможной войне с Ираном. Сейчас, когда к власти в Палестине пришла радикальная организация ХАМАС, на носу у израильтян парламентские выборы. Так что хрупкий мир на Ближнем Востоке опять висит на волоске. И кому-то это очень даже на руку.
Ботагоз Сейдахметова 10.02.2006
|