Нурани: "Персидские мотивы" российской дипломатии. Война в Иране выгодна... Москве 11:40 15.02.2006
Чему будут посвящены переговоры в Москве?
Напряженность вокруг Ирана продолжает расти, и мир уже открыто готовится к силовому противостоянию.
Так, президент ИРИ Махмуд Ахмади Нежад в интервью в субботнем номере газеты USA Today, первом интервью американскому изданию с момента его вступления в должность в августе, заявил, что Иран способен выдержать любые санкции, которые в следующем месяце может наложить на него ООН в связи с ядерной программой. "У нас нет проблем с народом США," - заверил Ахмади Нежад в полном соответствии с еще советскими законами "миролюбивой политики" и соответствующей пропаганды, но тут же яростно набросился на администрацию Буша, которая, вероятно, потребует принятия в ООН санкций против Ирана, возобновившего ядерные разработки после двухлетнего замораживания: "Они взялись нам угрожать и выдвигать ложные обвинения, они хотят навязать другим свой образ жизни, и это неприемлемо".
"Этот режим выглядит более заинтересованным в конфронтации и вызывающем поведении, чем в сотрудничестве и дипломатии", - приводит та же USA Today заявление пресс-секретаря Белого дома Скотта Макклеллана.
В свою очередь итальянская La Stampa отмечает: "Ахмади Нежад мечтает о славе Усамы бен Ладена. Точнее, хочет заменить саудовского миллионера, о котором вот уже около года ничего не слышно, в роли лидера в идеологическом и военном противостоянии с Западом, используя для этого все средства, от карикатурного скандала до ядерной программы. "У Ахмади Нежада два преимущества перед Усамой бен Ладеном, - приводит газета слова Тома Доннелли, эксперта по стратегическим вопросам dell"American Enterprise Institute в Вашингтоне, - он управляет государством и вскоре будет обладать ядерным оружием". "Иметь государство - означает иметь возможность опираться на территорию, фонды и армию, в слабости Усамы - сила Ахмади Нежада", - подчеркивает Доннелли. По мнению которого, "самое главное - то, что Иран вскоре будет обладать атомной бомбой, к чему уже давно стремится "Аль-Гаэда". "Ахмади Нежад был солдатом во времена кровопролитной ирано-иракской войны, и у него сложилось убеждение, что Исламская Республика уже прошла первую фазу. Теперь он хочет возглавить вторую, делая ставку на шиитский радикализм", - говорит Доннелли. Добавим: Махмуд Ахмади Нежад имеет возможность опереться на едва ли не более сильную и опасную, чем "Аль-Гаэда", террористическую группировку "Хезболлах". Именно ее лидер Имад Мугние в 1982 году впервые продемонстрировал миру эффективность террора "смертников", организовав взрыв посольства США и казарм американской морской пехоты в Бейруте, а затем поставил этот террор на поток, и именно он организовал угон самолета "Эйр Индиа" накануне рождества 1999 года, когда впервые в мировой практике угонщики сами пилотировали "Боинг", хотя учились этому только на авиасимуляторах. До появления на политической авансцене Усамы бен Ладена именно Имад Мугние считался самым опасным террористом мира. Наконец, личные контакты Мугние и бен Ладена, точно так же, как сотрудничество "Аль-Гаэды" и "Хезболлах" - это еще одна "нераскопанная Троя" международного терроризма. Согласно официальной версии, Усама бен Ладен и Имад Мугние, за каждого из которых в США сегодня обещают 25 миллионов долларов награды, знакомы уже около 7 лет. Однако уже в 1985 году террориста засекли в самолете, направлявшемся...в Эр-Рияд, столицу Саудовской Аравии, и то, что направлялся он именно к бен Ладену - это больше чем версия. Теоретически, конечно, можно порассуждать о том, что большая часть "Аль-Гаэды" придерживается салафитского вероучения, а Ахмади Нежад и Имад Мугние - шииты, но тот же Иран без особых колебаний "спонсировал" наиболее радикальных исламистов суннитской Турции, не говоря уже об известных связях арабских террористов с христианской Арменией.
Однако на этом фоне мировые СМИ передали без преувеличения сенсационное сообщение: российско-иранские переговоры по ядерной проблеме все-таки еще могут состояться. По информации ВВС, Иран не отменил переговоры с Россией как таковые, а предложил отложить их на четыре дня. Делегация из Тегерана будет готова прибыть в Москву 20 февраля, сообщил член Высшего совета национальной безопасности Ирана Джавад Ваиди.
"Российская сторона пока не получила официального уведомления от Ирана о дате этих переговоров", - цитирует "Интерфакс" заместителя директора Департамента информации и печати МИД России Алексея Сазонова. Приемлемость для российской стороны переноса срока начала переговоров на 20 февраля решается по рабочим каналам, подтвердил журналистам и представитель российского МИД Михаил Камынин. Ранее заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк заявлял, что Россия по-прежнему готова принять иранскую делегацию для продолжения переговоров.
Впрочем, реагировать на это сообщение по принципу "Слава дипломатам, чепчики в воздух" вряд ли стоит. Сделанное накануне представителем ИРИ Голямом Хосейном Эльхамом заявление, что решение об отсрочке связано с новыми элементами в позиции иранского правительства, в частности, с тем, что оно "настаивает на обогащении урана в мирных целях на своей территории", если уж называть вещи своими именами, делает любой диалог о российском предложении попросту бессмысленным. Напомним, Россия предлагает Ирану создать совместное предприятие, которое занималось бы обогащением урана для атомной энергетики Ирана, но - на российской территории и под российским контролем. Более того, риторика и политиков, и экспертов с обеих сторон не оставляет сомнений: Иран не готов к реальному компромиссу. А тогда вопрос, что же в действительности делегация ИРИ намерена обсуждать в Москве, звучит весьма актуально. Потому как в те же дни министр иностранных дел Ирана Менучехр Моттаки прибыл с блицвизитом в Армению - традиционный перевалочный пункт для тайных поставок российского оружия и на Балканы, и в Ирак, и на базы РКК.
При этом понятно и другое. В России уже, по всей видимости, примирились с мыслью, что введения санкций против Ирана и, следовательно, срывов иранских контрактов с Минатомом избежать не удастся - хотя, возможно, в обмен на согласие на санкции российским дипломатам удастся выторговать для атомщиков некие "компенсационные гранты". Но вот >начало в регионе полномасшабной войны явно обещает солидные дивиденды и российской "нефтянке" (Иран уже обещает взвинтить мировые цены на нефть на невиданную высоту), и российскому ВПК, главным образом за счет тех самых тайных поставок оружия в Иран, в том числе, а возможно, и прежде всего через Армению - стратегического союзника и Москвы, и Тегерана одновременно. И очевидно, что определенная часть этого оружия неминуемо осядет в Армении и далее будет использована уже против Азербайджана.
НУРАНИ № 26(1266) Ср., 15 Февраля 2006
|