Иран купил ООНовские голоса Китая и России - истерика в Сенате США 10:22 16.02.2006
Москве грозят новой трубной войной Накануне важных переговоров Россию и Китай обвинили в продаже своих голосов в ООН Ирану Сергей Кириенко: "Совместное предприятие по обогащению урана для иранской ядерной программы – это прообраз будущего международного ядерного центра".
>Россия и Китай подают неправильные сигналы Ирану, и их надо серьезно наказать. С таким заявлением выступил в Вашингтоне влиятельный американский сенатор Сэм Браунбэк, претендующий на выдвижение своей кандидатуры на президентских выборах-2008. Угрозы сенатора прозвучали накануне, возможно, решающих контактов Москвы с Тегераном по вопросу о его ядерной программе.
На фоне вчерашних высказываний министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что "введение санкций против Ирана не решит проблему ядерной программы Ирана", слова американского сенатора звучат как предсказание конфронтации Вашингтона – уже не только с Тегераном, но и с Москвой и Пекином.
Жесткие меры против Москвы и Пекина По словам Браунбэка, выступившего во влиятельном консервативном исследовательском центре Американский институт предпринимательства (АИП), "частью проблемы является то, что Иран практически купил голоса вето Китая и, очень вероятно, России". В этой связи, считает сенатор, против обеих стран надо принять "жесткие меры". Образцом для них должны стать санкции, которые были применены к Москве в 80-е годы, чтобы не позволить ей построить трубопроводы в Западную Европу.
"Как в свое время Советский Союз, Россия и Китай нуждаются в международной технической и управленческой поддержке, чтобы продолжать свою деятельность", – считает сенатор. Эффективность подобных действий Браунбэк связывает с тем, что "вряд ли какая-либо международная компания безразлично отнесется к тому, что ее отлучат от американского рынка в обмен на ее контракты с иранским правительством".
По сообщению агентства Рейтер, выступление Браунбэка в АИП было подкреплено докладами экспертов, которые назвали Россию одним из крупнейших поставщиков оружия Ирану и сообщили, что Пекин подписал с иранцами контракты на поставку нефти в Китай общей стоимостью 100 млрд. долл. Они утверждали также, что обе страны поддерживают Иран в интересах своего "стратегического курса на противодействие американскому влиянию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии".
Сам Сэм Браунбэк все более активно использует иранскую тему в качестве своего предвыборного конька. В своих выступлениях он активно призывает к "смене режима" в Тегеране и выдвигает целую программу действий Вашингтона в этом направлении. Сенатор предложил, чтобы Госдепартамент США увеличил затраты на продвижение демократии в Иране с 10 млн. долл. в год до 100 млн. долл. и назначил "посла по правам человека" в этой стране. Кроме того, он считает, что США должны потребовать от Всемирного банка прекратить предоставление займов Ирану.
С аналогичных позиций выступили в Конгрессе авторы и спонсоры проекта закона "О свободе и поддержке Ирана" – 42 сенатора и 333 члена Палаты представителей. Но требование "санкций" непосредственно против России и Китая в связи с иранской программой прозвучало впервые.
Козырь Кириенко Особую остроту этим требованиям придает тот факт, что они прозвучали буквально накануне важных контактов между Москвой и Тегераном по поводу иранской ядерной программы. Так, 20 февраля в Москве начнутся переговоры на эту тему, возглавляемые одним из заместителей секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана. Позднее пройдет визит в Иран главы Росатома Сергея Кириенко.
Эти переговоры рассматриваются его участниками как крайне важные для решения проблемы иранской ядерной программы, особенно в связи с тем, что в марте "иранским досье" может уже заняться Совет Безопасности ООН. Вот что в этой связи заявил "НГ" сам Кириенко: "В Иране состоится совещание сопредседателей межправительственной комиссии. Я решением правительства назначен сопредседателем этой комиссии с российской стороны. Обсуждать мы будем не только ядерное сотрудничество, но и весь спектр вопросов, который есть в нашем взаимодействии. Планирую побывать на строительстве атомной станции в Бушере. Одна из целей – уточнение технологического графика и сроков работы".
Главный козырь, с которым Кириенко едет в Иран, – предложение о создании на территории России совместного предприятия по обогащению урана для иранской ядерной программы. "На столе лежит наше предложение об участии Ирана в, по сути, создании прообраза будущего международного ядерного центра по обогащению урана. Здесь принципиально важно, что это не какие-то особые требования, предъявляемые к Ирану. Мы предлагаем ему ту же форму сотрудничества, в которой может принимать участие и любая третья страна. Наше предложение позволяет Ирану развивать мирную атомную энергетику, а всему миру быть гарантированным, что это не приводит к распространению оружия массового поражения", – сказал глава Росатома.
"Наиболее опасные атомные переделы страны стратегического альянса должны взять на себя. Это – гарантия нераспространения, – подчеркивает Кириенко. – Думаем, что на территории России вполне достаточно одного такого центра. Собственно, их в мире должно быть три–пять".
Более правая группировка Насколько серьезны обвинения в адрес Москвы и Пекина, прозвучавшие в выступлении сенатора Браунбэка, и реальны ли его угрозы начать против них новую "трубную войну"? На эти вопросы "НГ" попросила ответить известного специалиста по российско-американским отношениям заместителя директора Института США и Канады РАН профессора Виктора Кременюка. Как отмечает эксперт, выступление сенатора Браунбэка отражает политическую тенденцию: формирование внутри Республиканской партии более правой, чем нынешняя администрация, группировки. В нее входят, в частности, сенаторы Джон Маккейн и Сэм Браунбэк, собирающиеся принять участие в президентской избирательной кампании 2008 года.
Что касается торгово-экономических санкций против России и Китая, то эта идея, по мнению Кременюка, нереалистична. Особенно если учесть масштабы американо-китайских экономических связей и потребности США в энергоресурсах. В то же время весьма вероятен приход в дальнейшем к власти в США сил, которые выступают с позиций более жесткого обращения со странами, которые не стали американскими союзниками. В их числе Россия и Китай, которые не оправдали, по их мнению, ожиданий Вашингтона.
Артур Блинов, Андрей Ваганов
16.02.2006
|