IWPR: "Если бы женщины нас не остановили..." Подробности киргизо-дунганских погромов 09:38 17.02.2006
КОНФЛИКТ В КЫРГЫЗСКОМ СЕЛЕ УЛАЖЕН ПОСЛЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЛАСТИ
Драка между подростками вызвала межэтнический конфликт, который был погашен только после вмешательства самого премьер-министра.
На севере Кыргызстана нескольким дунганским семьям пришлось покинуть свои дома после столкновений с соседями-кыргызами.
Этническая составляющая конфликта настолько обеспокоила правительство, что премьер Феликс Кулов распорядился сформировать специальную правительственную комиссию для расследования инцидента в селе Искра, расположенном в 70 км от Бишкека.
До прошлой недели около 1500 дунган и 800 кыргызов в Искре уживались без особых конфликтов. Дунгане - мусульманская народность китайского происхождения, переселившаяся в Центральную Азию в 1870-х годах, спасаясь от преследований китайских властей. Общая численность дунган, компактно проживающих в основном в Чуйской долине, достигает в Кыргызстане 40 тыс. человек.
Теперь шесть дунганских домов пустуют, село патрулируется милицией, а отношения между двумя сообществами обострились до предела.
"Скот надо отвезти к родственникам. Кыргызы будут мародерствовать и могут сжечь дом. Вчера вечером у моего соседа украли телевизор. А сегодня ночью они запросто могут украсть скот", - говорит Ирсан – один из многих дунган, собирающих вещи и готовящихся покинуть село.
Источником конфликта послужил инцидент, произошедший 31 января. В местном зале компьютерных игр подростки-дунгане якобы силой отобрали место у русского мальчика, воспитанника интерната. За него заступились двое кыргызских ребят. Но позже они были избиты группой подростков дунганской национальности.
4 февраля представители кыргызской части села потребовали выселить 6 дунганских семей.
5 февраля жители села собрались вновь, и теперь их было уже около 300 человек. Некоторые из разгоряченной толпы направились к дому одного из обидчиков и начали бросать в него камни.
В этот момент подъехала машина, и в сторону толпы раздалось несколько выстрелов. К счастью, только одна пуля попала в лошадь, верхом на которой сидел кыргызский мальчик.
"Эта была моя единственная лошадь, сегодня ее пришлось зарезать. Но дело не в этом. А если бы пуля попала в моего сына?.. Бог сохранил ему жизнь", – говорит отец мальчика.
Машину, в которой находились четверо дунганских мужчин, удалось задержать. В салоне были обнаружены три боевых гранаты, пистолет "Байкал" без номера и патроны.
После этого разъяренная толпа начала бить стекла в дунганских домах, поджигать их хозяйственные пристройки и сеновалы и избивать встречных дунган. По сведениям МВД, пострадало шесть человек.
На следующий день, 6 февраля, в Искре собрались жители соседних сел и толпой направились в сторону домов и мечети.
Однако кыргызские женщины преградили им путь.
"После стрельбы люди стали сильно нервничать, - рассказывает кыргызка Салима. - >Раз у дунган были гранаты, они готовы были нас взорвать. Но мы, женщины, держали себя в руках. Было возможно кровопролитие. Милиция уже не могла сдержать людей. Тогда женщины встали живым щитом и остановили мужчин".
"Если бы женщины нас не остановили, было бы хуже", - сказал молодой кыргыз Айбек из соседнего села Карадобо.
На следующий день некоторые дунганские дома опустели, а в село были введены дополнительные силы милиции и ОМОНа.
"Уже четвертый день мы находимся в нервном напряжении, - говорит дунганка Зухра. – Раньше, когда между кыргызами и дунганами возникали споры, аксакалы собирались и решали проблему миром. На этот раз все было гораздо серьезнее. Я боюсь за свою жизнь и за жизнь детей, и не могу оставаться в этом селе".
Другая дунганка в слезах говорит: "Дети есть дети. Из-за двух-трех подонков пострадала вся нация. Мы признаем вину этих ребят. Сейчас молодежь такая неуправляемая.
Что нам теперь делать? Куда уезжать? Ведь здесь наша родина, здесь жили наши предки".
7 февраля премьер Кулов призвал сельчан соблюдать спокойствие и поручил созданной по его распоряжению правительственной комиссии сформировать в селе народные дружины.
"Если один ударил другого, это еще не межнациональный конфликт", - сказал глава правительства.
По утверждению сельчан, дунганские семьи, покинувшие село, в том числе – семьи виновников раздора, являются очень зажиточными, что вызывает недовольство местных кыргызов, многим из которых трудно свести концы с концами.
Учительница местной школы Айнагуль рассказала: "Дунганские дети в школу носят с собой доллары пачками. Есть такие, которые сто метров до школы проезжают на иномарках. Они нас не слушают и не признают".
Дунганин Харки говорит о том, что благополучие дунганских семей достигается упорным трудом. "Каждый год берем по 4-5 гектаров земли в аренду и работаем на этой земле, не покладая рук. Полученный урожай и есть наше богатство. Вот так и выживаем", – сказал он.
"Кыргызы сами не работают на земле и завидуют нашему богатству. Но чтобы быть богатым, надо работать. Мы не воруем чужое, зарабатываем честным трудом", – сказал другой дунганин - Рустам.
"Они - нормальные люди, - говорит местный дунганин Сулейман. – И нормальные родители. Да, богатые. Бывает, что дети избалованные. Любят подраться, разборки устраивать. Но везде же есть такие ребята. Из-за них теперь всем дунганам страдать? Это несправедливо".
Наблюдатели говорят, что конфликт назревал уже давно и корни его – в экономическом неравенстве.
"Я думаю, что это - социальная проблема. Конфликт является следствием социального неравенства", - говорит правозащитница Азиза Абдрасулова.
Председатель ассоциации дунган КР Есен Исмаилов с ней согласен: "Я считаю, что в случившемся есть вина местной власти и милиции. Они не уделили своевременного внимания проблемам населения. Власть и милиция считались только с богатыми, а бедные оставались со своими проблемами. Власть должна работать с простым людом", – сказал Исмаилов.
Исмаилов утверждает, что искровские дунгане – миролюбивый народ. "Никогда не было таких распрей. В первый раз такое происходит. Дунгане - работящий народ, им нет дела до политики. Возможно, некие сторонние силы спровоцировали этот конфликт", – сказал он.
8 февраля правительственная комиссия во главе с вице-премьером Адаханом Мадумаровым прибыла в Искру и встретилась с жителями села. На следующий день комиссия представила свое заключение, из которого следует, что конфликт имел экономические причины, связанные с неравным уровнем доходов, что вызвало социальную напряженность. Частично вина за произошедшее возлагается на главу Чуйской областной администрации и начальника ОВД.
Но главное достижение комиссии заключалось в том, что она собрала аксакалов двух сторон и призвала к согласию. Собравшиеся аксакалы пожали друг другу руки и обещали в будущем жить в дружбе и согласии.
Чолпон Орозобекова – корреспондент Радио "Азаттык" (кыргызская служба Радио "Свобода"). (IWPR, № 434, 7 февраля 2006)
|