И.Кушматов: Официальная идеология и охлократия: "самураи" и "уроды" киргизской политии 01:00 19.02.2006
"Знание истинного положения вещей, каким бы оно ни было, - великая вещь!". Уинстон Черчилль, премьер-министр Англии
Весь период своего правления наш бывший ученый-автократ использовал абсолютную власть в интересах неограниченного господства не только над всеми кыргызстанцами, но и над их разумом, что способствовало зомбированию их сознания и превращению в биологических роботов-манкуртов по обслуживанию интересов его семейного клана. Поэтому переход республики на рыночные отношения ни в коем разе не отразился на перестройке основ общественного бытия. На временном этапе "светлого акаевского правления" царила мировоззренческая сумятица, преобладало хаотическое представление о происходящих социальных процессах и отсутствовали четкие ориентиры развития общества. В стране сложился методологический и мировоззренческий вакуум. Государственная идеология осталась невыработанной. У людей все более возрастало чувство тревоги, озабоченности и разочарования в провозглашенных идеалах, рождались антитезы по отношению к властным структурам.
Полное пренебрежение нравственным развитием общества, культивирование моральных антиценностей послужили причиной, породившей такое асоциальное явление как коррупция. Последняя оказала губительное влияние на общественное сознание и привела к духовному кризису, падению нравов, росту преступности (в том числе "заказного" характера), застою и краху общественной системы в Кыргызстане.
Бесспорно, >место изжившей себя коррумпированно-клановой системы правления - в "выгребной яме" истории. Однако и для создания эффективной государственной системы управления требуется определенное время. Связано оно, прежде всего, с необходимостью выработки прогрессивной, научно обоснованной теоретической модели развития кыргызского общества, или, говоря иначе, официальной идеологии Кыргызстана, без которой немыслимо проведение конституционной реформы.
Основу государственной идеологии должны составить политические идеи, отвечающие ценностной ориентации людей, их общественным потребностям и интересам, приоритетам образа жизни основной массы населения страны. Официальная идеология государства, как известно, составляет теоретическую основу общественного сознания, исходной, базовой категорией которой является моральный фактор.
Моральный фактор - это объективно-субъективное явление, которым можно (и нужно) управлять, целенаправленно его формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых задач.
Следует заметить, что чем большей свободой обладает общество и личность, тем больше выполняет свою конструктивную роль моральный фактор. С возрастанием же свободы объективно возрастет и моральная ответственность граждан, а вместе с ней - и значимость моральных регуляторов поведения и деятельности людей (в том числе категории совести).
Осуществление взаимосвязи свободы и моральной ответственности во многом зависит от теоретического и обыденного уровня общественного сознания. В этой связи в моральном факторе выделяют два уровня: теоретико-идеологический и обыденно-психологический.
Теоретико-идеологический уровень морального фактора может успешно функционировать только при условии, если он не противоречит общественной психологии, общественному сознанию, до тех пор пока не "завоюет" их. Любая идея начинает действовать только тогда, когда она после очень медленной переработки преобразуется в чувство и проникает в темную область бессознательного, где вырабатываются мысли и побудительные мотивы поведения людей. Говоря иначе, политические идеи должны прежде всего укорениться в сознании граждан, получить эмоциональный заряд, "сплавиться" с чувствами людей и превратиться в их внутренние убеждения. Речь идет о нравственной категории совести, которая является внутренним стражем поведения людей, побуждает их на добрые дела и не позволяет переступать грань, разделяющую добро и зло. Жить по совести - это значит ДУМАТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ в согласии с моралью, требующей от человека справедливости по отношению к окружающим. Поэтому в цивилизованных странах исключительно важное значение придается теоретико-идеологическому уровню морального фактора, так как в противном случае на первый план выдвигается обыденно-психологический уровень, который проявляется в таких элементах как настроение и чувства людей, традиции, обычаи, образцы поведения и запреты. Данный уровень морального фактора гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого и случайного. В политологии его называют "охлократией", то есть "господством толпы", или "неуправляемой властью толпы". Вот почему "наэлектризованная" толпа плохо поддается рациональным доводам. В состоянии политической, националистической или иной эйфории человек порой совершает поступки, впоследствии им же осуждаемые, которые противоречат его личным интересам и интересам общества. Достаточно вспомнить прошлогоднюю ночь мародерства, незаконное овладение земельными участками вокруг г. Бишкека, захват угольного разреза Кара-Кече, перекрытие автотрасс, бунты в колониях и последние события в селе Искра.
Как показывает практика, лидеры неформальных объединений, несанкционированных митингов, пикетов, демонстраций, необоснованных протестов и других противоправных актов неповиновения главный упор делают на обыденное сознание, широко используют слухи, домыслы, предрассудки, суеверия, националистические чувства. Поэтому любая толпа, как правило, уже имеет сформированную, заранее подготовленную установку, относительно единообразное настроение и однотипную эмоциональную заряженность.
Однако это вовсе не означает, что обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать и согласовывать с теоретико-идеологическим уровнем. Более того, в силу его своеобразия и, порой, решающей роли в поведении людей он заслуживает внимания и анализа. Недооценка этого элемента морального фактора приводит к бесперспективности идеологического воздействия на людей.
Объективно осмысленная и учитывающая субъективные факторы официальная идеология государства отражает текущие, промежуточные и конечные цели развития общества, каждая из которых имеет свои задачи, силы, средства (способы, приемы, методы) их реализации.
Кстати, проблемами идеологического обеспечения внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки занимается Госсекретарь и сенатская комиссия Конгресса США по вопросам идеологии и внешней политики. Следовательно, аналогичная работа у нас является прерогативой представителей высшей политической элиты, род деятельности которых обязывает их иметь системное представление о потенциальных (внутреннего и внешнего характера) опасностях и рисках, несущих реальную угрозу обществу и государству. Наличие последних является своего рода заявкой на необходимость принятия ими срочных и неотложных мер по поиску и нейтрализации угроз и вызовов, изучения причин их возникновения, выбора средств на их устранение.
К сожалению, Жогорку Кенеш игнорирует вопросы идеологического обеспечения внутренней политики государства, у него даже нет соответствующего комитета. Вместе с тем, не имея четкого представления о теоретической модели построения будущего общества, наши депутаты настроены на его реформирование. Профессиональная ограниченность большинства "народных избранников" является основной причиной нынешних политических склок и интриг, необоснованных нападок на силовые структуры республики. Вместо превращения последних в своих союзников, а также создания для них эффективной правовой базы и материального стимулирования их деятельности законотворцы поступают с точностью до наоборот.
Практика показывает, что отключение значительных слоев общества от политической жизни несет гораздо большую потенциальную опасность для социальной стабильности, нежели участие большинства граждан в политической деятельности. "Ощущение причастности" к выработке политических решений разряжает социальную напряженность, уменьшает отчужденность социальных слоев и индивидов от общественного строя, парализует политический и религиозный экстремизм, предохраняет те или иные общественные круги от обращения к крайним средствам борьбы за свои интересы.
Пониманием необходимости возрождения справедливого общества и искренним желанием оправдать здоровые ожидания кыргызстанцев было продиктовано решение главы государства Курманбека Бакиева созвать Конституционное совещание из числа наиболее авторитетных, прогрессивно мыслящих, патриотически настроенных представителей политических и общественных объединений, неправительственных организаций, религиозных конфессий и т.д. Их политические идеи, взгляды на будущее страны определили основу дальнейшей целенаправленной политики новой власти.
Практическим воплощением стратегии и тактики нового политического руководства страны явились: подписание 30 декабря 2005 года Президентом КР К. Бакиевым распоряжения о создании рабочей группы по разработке Концепции государственной и национальной идеологии Кыргызстана и обнародование 5 января 2006 года Указа "О мероприятиях по подготовке к референдуму (всенародному голосованию) Кыргызской Республики". Оба документа преследуют цели проведения широкой разъяснительной работы среди населения о предстоящем государственном обустройстве страны.
"В семье не без урода", - гласит русская пословица. И в "семье" кыргызстанцев оказались, к сожалению, отдельные деструктивно настроенные политические деятели, которые в своих корыстных интересах решили воспользоваться такими элементами обыденно-психологического уровня морального фактора, как настроения и чувства людей, выражаемые ныне в их нетерпении. "Деятельность" радикально настроенных политиков откровенно направлена на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране, на подрыв общественных и государственных устоев. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы подстрекательского характера, обнародованные в ряде СМИ, где речь идет о посягательстве на внутреннюю и внешнюю безопасность государства, то есть о покушении на совершение особо опасного преступления, квалифицируемого как "организация антигосударственной деятельности", что, к сожалению, отсутствует в уголовном законодательстве республики. Об этом в свое время "позаботились" акаевские законотворцы. Так кто же они - эти "самураи", постигшие искусство быть невидимыми?
Безусловно, это политические "ниндзя", которые заострили свои мечи, но притупили свой разум. В любом случае этим политикам-"самураям" не терпится примерить "шапку" Мономаха. Конечная их цель - вернуть Кыргызстан в лоно автократизма.
Имарали КУШМАТОВ, специалист по вопросам госбезопасности №6 за 16.02.2006
|