Новообращенных русских мусульман в России возглавил экс-прапорщик, служивший в Таджикистане 10:40 26.02.2006
Русская жизнь - в исламской НОРМе На фоне "карикатурной войны" новообращенные русские мусульмане теснее смыкают ряды Александр Солдатов
Милли-Шура Национальной организации русских мусульман (НОРМ) сделала в начале февраля решительный шаг к выходу из подполья. Она договорилась об объединении с московской общиной новообращенных мусульман "Прямой путь", которую возглавляет самый "раскрученный" персонаж русского ислама Али Вячеслав Полосин, доктор политологии, бывший православный священник и депутат Верховного Совета. Корреспондент "МН" узнал об этом в библиотеке имени Тургенева, где активисты НОРМа участвовали в богословском диспуте с православными. РПЦ представляли бывшие коллеги Али по клерикальному цеху о. Даниил Сысоев и о. Олег Стеняев.
Пока в исламских странах жгут посольства и флаги с крестами, убивают священников и грозят мировой войной, на авансцену российской "альтернативной" культуры выходит русский ислам. С азартом неофитов его принимают радикалы из лимоновской НБП, с доброжелательным интересом читают Коран либеральные интеллектуалы, которым становится душно в объятиях "государственного православия"...
Аллаху акбар! - Христос воскресе!
Безмолвствовавший народ, до отказа забивший зал библиотеки в центре Москвы пятничным вечером 3 февраля, лишь по окончании трехчасового диспута позволил себе небольшую разрядку. "Этнические" мусульмане и православные далеки от академического богословия. Если мусульмане сделали из диспута однозначный вывод - "Аллаху акбар!", то православные засвидетельствовали свое глубокое убеждение, что "Христос воскресе!". Глаз без труда определял границу между православной и мусульманской "фракциями". Первые ряды заняли в основном православные - бородатые мужчины и женщины в платочках, подвязанных узлом. Мусульмане расположились вдоль стен и в задних рядах, их женщины были в причудливых головных платках - хиджабах, но с обильным макияжем.
Первая попытка провести подобный диспут два месяца назад чуть не закончилась мордобоем. Энергичный и уверенный в себе священник Даниил Сысоев открыто заявил тогда, что считает Мухаммеда лжепророком, которому диктовал текст Корана сатана. Митрополиту Кириллу (Гундяеву) пришлось звонить московскому муфтию Равилю Гайнутдину и объяснять, что Церковь не считает Мухаммеда лжепророком. Нынешний диспут получился более корректным, хотя о. Даниил не упускал случая намекнуть, что православные подозревают, будто Коран вдохновлен "совсем иным духом".
Священник Олег Стеняев, возглавляющий "Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий", напротив, "заигрывал" с оппонентами. Он называл Бога Аллахом, употреблял термин "ширк" (так мусульмане именуют самые страшные грехи, например, многобожие) и цитировал Коран на ломаном арабском. Два священника являли собой классическую модель "злого и доброго следователя", а противостоял им, почти в одиночестве, Али Вячеслав Полосин - не злой и не добрый, а бесстрастный, как скала.
Темой диспута было понимание Бога в двух религиях. Али Полосин обличал "скрытое многобожие" христианства, которое выражается в учении о Троице. Атрибуты Бога - Слово и Дух, - считает он, христиане превратили в отдельные Божественные Личности, приравняв их к Богу-Отцу. Главный пафос православных спорщиков сводился к морализаторству: мусульманский Бог "страшно далек" от человека, никогда не приходил на землю, и человек не может с Ним соединиться. В христианстве "Слово стало плотью и обитало с нами", Бога можно полюбить в образе Христа, чтобы стать Его сыном, а не рабом...
Аксакал русского ислама
В задних, "мусульманских" рядах зала выделялся пожилой человек с окладистой, почти седой бородой, в белой феске на голове. Поначалу я принял его за гостя из солнечного Таджикистана, но аксакал оказался амиром НОРМа, то есть главным русским мусульманином, Абу-Талибом (мирское имя - Анатолий Степченко). В его родном Омске пресса, испуганная ассоциациями, которые вызывает исламское имя Степченко, создала грозный образ "русского Талиба". Истинный Абу-Талиб оказался открытым и добродушным человеком, со счастливым огоньком в глазах - за два дня до нашей встречи 52-летний лидер русских мусульман женился.
Шахаду - формулу исповедания Единого Аллаха и пророка Мухаммеда, которая означает присоединение к исламу, - Абу-Талиб произнес в 1990 году как раз в Таджикистане. Он служил тогда старшим прапорщиком на границе Казахстана и Киргизии. Как-то среди его солдат оказался набожный таджик, который долгими зимними вечерами вел с товарищем прапорщиком разговоры о вере. К тому времени Степченко уже начал интересоваться религией (он крестился в 28 лет), читать христианскую, буддийскую и индуистскую литературу. Об исламе он всерьез не думал, но когда в его руках оказался Коран, прапорщик решил круто изменить свою жизнь. Ислам он принял в гостях у своего бывшего подчиненного, где >Степченко поразили необычная моральная чистота и гостеприимство таджиков-мусульман. Со временем за Абу-Талибом последовали его сын и дочь, а вот первая жена не смогла преодолеть отвращения к "киргизской вере", с ней пришлось развестись.
В начале 90-х Степченко был диковиной для мусульманской уммы постсоветского пространства. Премудрости исламского образа жизни - пятикратный намаз по-арабски, халяльная пища, телодвижения во время молитвы в мечети - дались ему не сразу. Уволившись в запас, Степченко возглавил в родном Омске джамаат - братство активных мусульман, занимавшееся просвещением и распространением ислама. Джамаат проводил свои акции даже в местах лишения свободы, но массового обращения русских в ислам не последовало. Говоря о "коренных" мусульманах России, Степченко подчеркивает, что эти народы находятся в бедственном духовно-культурном положении, поэтому русским мусульманам надо опираться на свои силы.
НОРМ создана два года назад, и отнюдь не по инициативе Абу-Талиба. Ее инициировала группа молодых московских мусульман во главе с Харуном ар-Руси (Вадим Сидоров). Они сами разыскали Абу-Талиба и предложили ему, как наиболее опытному соплеменнику-единоверцу, возглавить движение. Несмотря на почтенный возраст, Степченко загорелся идеей и отправился по сибирским городам искать русских мусульман. В результате в новую организацию вошли примерно 50 активистов национального исламского движения. По мнению НОРМовцев, православие, и уж тем более секулярный либерализм, не смогли остановить моральную и физическую деградацию русских, и единственный путь выживания народа - принятие исламских ценностей.
На политический потенциал российского ислама давно обратил внимание Кремль. Под эгидой полпреда президента в ПФО Сергея Кириенко разрабатывался проект с условным названием "Русский ислам". Разработчики, с одной стороны, хотели сделать патриотами России "этнических мусульман", оторвав их от арабо-тюрко-иранских центров влияния, а с другой стороны, создать оригинальную, русскую модель "политического ислама". Сейчас проект прикрыт, и русские мусульмане самоорганизуются без опоры на власть. На последней Шуре НОРМа провозглашен курс на "деполитизацию и умеренность", а значит, самоорганизация идет в конструктивном русле.
Русскому исламу пока не свойственны крайности радикального исламизма. Новообращенные русские мусульмане еще слишком укоренены в западной гуманистической культуре. Но политический ислам, как показывает мировой опыт, материя слишком тонкая, и топорные действия государственной пропаганды могут рано или поздно обернуться серьезным православно-исламским противостоянием уже на русской национальной почве.
***
Досье МН
ДОКУМЕНТ
Из информационного сообщения НОРМ от 6 февраля 2006 г.:
Д-р Али Вячеслав ПОЛОСИН был назначен 1-м наибом (заместителем) амира (председателя) НОРМ... Подтвержден курс на превращение НОРМ в деполитизированную, единую, общенациональную организацию, призванную защищать интересы всех русских мусульман.
Также одобрена деятельность инициативной группы с участием русских мусульман по самоорганизации мусульман Москвы на основе шариата, созданию полноценной многонациональной Московской суннитской общины в рамках действующего законодательства России.
В условиях расширяющейся исламофобии принято решение теснее сомкнуть ряды со всеми здоровыми исламскими силами для обеспечения задачи выживания и развития мусульман нашей страны.
№6 за 2006 год (17.02.2006) МН-События Религия
|