А.Нурманов: Какая религия нужна кыргызам? (к вопросу о нацидеологии) 11:10 27.02.2006
Карикатурный скандал, причиной которого стала карикатура на пророка Мухаммеда, а движущей силой – оскорбленные чувства мусульман всего мира, выявил еще одну сторону конфликта, которая, к сожалению, не получила достаточного освещения и осмысления. Речь идет об отношении к существу конфликта со стороны неверующей части общества, то есть людей, в основе мировоззрения которых лежат не религиозные, а научные представления о возникновении, строении и развитии мира.
И, что может сказать наука об обострившемся межконфессиональном конфликте, истинные причины которого лежат далеко за пределами карикатурных излишеств и религиозных возмущений мусульман? И, насколько активными участниками межконфессионального диалога могут или должны быть представители науки? Это далеко не праздные вопросы и, по всей видимости, уже созрела явная необходимость научно-объективной оценки религиозных представлений о мире, человеке и обществе с точки зрения их восприятия в качестве факторов конфессиональной стабильности и религиозной безопасности.
В настоящее время принято противопоставлять науку и религию. При этом главным фактором отличия является то, что, если в науке – мысли, слова и действия основаны на знании предмета, то в религии – на вере, порой слепой и фанатичной.
Но не всегда было так. В свое время основные методы научного познания окружающего мира (т.е. науки) возникли в недрах той или иной религии. Те же алхимики (средневековая Европа) или астрономы (звездочеты Древнего Египта), как первые представители научной методологии познания мира возникли именно в составе своих религиозных школ и направлений. Затем, по мере роста знаний об окружающем мире, появились различные противоречия между религией и наукой, количество которых копилось во времени и, наконец, возникло новое качество, которое привело к окончательному расколу между религией и наукой, с чего и началось противопоставление их между собой. При этом, надо отметить, что религия, в частности, христианская церковь жестоко мстила своей "своенравной дочери" (науке), сжигая на кострах инквизиции не только научные трактаты, но и их авторов, а заодно и их сторонников. Ислам же, в отличие от христианства, нашел более тонкие и бесконфликтные механизмы взаимодействия с исламской научной мыслью, что, в естественном порядке, привело к устойчивому развитию исламской науки. В ответ на религиозное давление научной мысли, европейская наука ответила мощным атеистическим (материалистическим) учением К. Маркса, истоки которого лежали в левом крыле гегельянского учения. Затем, большевики в России, внеся свои искажения в марксовское учение, весьма неудачно "воспроизвели" теорию К. Маркса в практике "социализма в отдельно взятой стране", которая потерпела крах и сейчас мы имеем дело с последствиями этого краха. Поэтому вопрос о соотнесении религиозного и научного в контексте развития современного мира и общества приобрел в настоящее время особую актуальность, что показывается на большом количестве примеров. В частности, в США активно дискутируется вопрос о преподавании в школе предмета о сотворении мира, который вступает в непримиримое противоречие с дарвиновской (научной) картиной возникновения и развития мира. В России активно ставится вопрос о введении в школьную программу предмета "Основы православия", что противоречит Конституции светского государства, в котором государство и школа отделены о церкви. При этом возникает серьезная угроза возникновения мощного межконфессионального конфликта между теми же православными (христианами) и мусульманами, число которых в России, по общим данным, составляет около двадцати миллионов потенциально верующих мусульман. Также в России активно обсуждается вопрос о введении в армии института армейских священников, входящих в штат армейских подразделений. Учитывая, что при этом не идет речи о создании армейских мулл, то опять же, как мы видим, "закладывается" межконфессиональная мина замедленного действия между военнослужащими российской армии: христианами и мусульманами. И что будет, если эта межконфессиональная рознь в армейской среде соединится с теми неуставными отношениями, которые в современной российской армии приняли гипертрофированные формы? А солдаты – это молодые люди, имеющие более упрощенный доступ к оружию, чем молодежь, пребывающая на "гражданке".
Или же вопрос национальной идеологии современного Кыргызстана, в качестве которой, со стороны господина Д. Сарыгулова, предлагается тенгрианство, древнейшее космоцентрическое и монотеистическое учение древних тюрков, то есть религия. А это противоречит Конституции Кыргызской Республики, которая заявила о светском характере своей государственности. И не приведет ли это впоследствии к появлению тенгрианских священнослужителей в Вооруженных силах Кыргызстана? И как быть в таком случае с мусульманами, христианами, включая протестантов, число которых в постсоветском Кыргызстане резко возросло?
Все приведенные примеры говорят о том, что в постсоциалистических сообществах возник и существует мировоззренческий кризис, когда, с одной стороны, с точки зрении интуиции (эмпирически) присутствует ясное осознание необходимости привнесения некоего трансцендентного (божественного) начала в жизнь общества. С другой стороны, с точки зрения опыта (рационализма) присутствует ясное осознание опасности чрезмерной клерикализации общества. Но где тогда проходит граница между рациональным (наука) и иррациональным (религия) в таком весьма важном деле, как государственное строительство? Это очень важный вопрос, от правильности решения которого зависит стратегическое будущее кыргызской государственности.
Вместе с тем необходимо отметить, что мировоззренческий кризис существует не только в постсоветских странах, но и в масштабе всего человечества. Так случилось, что на рубеже второго и третьего тысячелетий, человечество оказалось не в состоянии ответить на очень простой и извечный вопрос: в чем смысл человеческой жизни? И, по большому счету, именно на этот вопрос должны были бы дать ответ, как наука, так и религия. Но ответа нет. В результате этого наблюдается резкий отход потенциально верующих от известных религий и увлечение различного рода псевдорелигиозными учениями (например, учение Белого братства, Аум Сернике или "сибирского старца" Виссариона) и/или псевдонаучными учениями (например, саентология и пр.). Все это имеет место на фоне серьезных имеющихся, но не афишируемых, разногласий внутри, так называемых "мировых учений" (в частности, христианства и ислама). И в основе этих разногласий лежат очень серьезные причины, когда те, кто обязан лично блюсти волю Всевышнего и проводить (свидетельствовать) Ее в обществе, сами являются явными нарушителями этой Воли и тем самым, являются безбожниками, разрушающими религию изнутри.
Например, в Библии, в эпизоде сожжения (предания огню) городов Содом и Гоморра, представлена четкая позиция Всевышнего по отношению к гомосексуализму, как к большому греху и представлена его Воля по отношению к таким грешникам – сожжение. Но, как исполняется Его Воля современными блюстителями христианства? В Америке прошел официальное рукоположение на епископский сан священнослужитель (католик), не скрывающий своей гомосексуальной ориентации. В Швеции официальная церковь разрешила однополые браки. А педофилия среди католических священников, даже на уровне кардиналов, всегда была "головной болью" Святого престола. И после сказанного выше, уже начинаешь сомневаться в святости этого престола, и язык не поворачивается называть этих людей "священнослужителями".
Ислам, с его радикальной составляющей, также вызывает настороженное отношение, когда с криками "Алла-ах-бар" мусульмане-смертники убивают других людей, хотя в Коране прямо говорится о том, что убийство одного человека – это уничтожение целого мира. Более того, жизнь всему сущему на земле дается Аллахом и никто не вправе лишать другого человека жизни.
В результате вышеназванных, но еще больше неназванных примеров возникает как бы две стороны одной и той же религии: одна официальная (с богослужением, иконами и прочими атрибутами религиозности) и неофициальная (гомосексуализм и педофилия среди священнослужителей и готовность к терроризму со стороны рядовых верующих). И между этими сторонами религий лежит колоссальная пропасть, которая отворачивает потенциальных верующих (богоискателей) от этих религий.
Что касается науки, то она также оказалась бессильной перед извечным вопросом о смысле жизни и очень многие люди, имеющие базовое научное мировоззрение (нередко ученые), отворачиваются от науки и занимаются ею для добычи хлеба насущного и находятся в поиске "хлеба духовного" в различных религиозных учениях и верованиях.
Развал СССР и крах коммунистической идеологии привели к резкому увеличению числа богоищущих людей, и очень многих людей постсоветского пространства привели в лоно той или иной "официальной" религии. Вместе с тем, достаточно высокий уровень образованности и атеистическое прошлое постсоветских граждан, занимающихся поиском "хлеба духовного" привел их в состав различных деструктивных псевдорелигиозных и псевдонаучных учений или же в состав религиозных учений, малораспространенных на территории бывшего СССР. В частности, это касается протестантизма, кришнаизма и других учений и верований, нередко колдовского характера (Вуду, сатанизм и пр.).
К сожалению, на постсоветском пространстве и, в частности в Кыргызстане, этим богоискательским процессам не придавали должного внимания, и, в настоящее время, национальное >конфессиональное пространство Кыргызстана представляет собой весьма пестрое "лоскутное одеяло", очень непрочное по своему составу и содержанию. И, можно не сомневаться, эта "лоскутность" национального конфессионального пространство еще одна мина замедленного действия, которая может "рвануть" чуть позже и в самое неподходящее время. Кто должен обеспечивать целостность и устойчивость национального конфессионального пространства? Какими мерами и инструментами должна обеспечиваться конфессиональная стабильность и религиозная безопасность в современном Кыргызстане? К сожалению, эти вопросы пока остаются без ответа.
Но на вопрос, в чем смысл жизни, необходимо ответить. Ибо только просто, четко и доходчиво обозначенный ответ на этот вопрос приведет общество к состоянию объединения (консолидации). И только эта консолидация общества приведет к успешному решению всех тех проблем, которые стоят перед современным человечеством и, в частности, перед современным кыргызстанским обществом.
В 2002 году, в Бишкеке состоялась международная конференция "Религия и экстремизм", на которой я высказал мнение, что современная религиоведческая наука находится в состоянии серьезного внутреннего кризиса. Дело в том, что эта (религиоведческая наука) не смогла стать серьезной научной дисциплиной и, в силу естественных причин, не смогла подняться выше религиоведческого уровня. В ходе моего доклада был выдвинут тезис о том, что должна быть сформирована качественно новая научная дисциплина – конфессиология, со своими специфическими методами исследования глобального процесса религиогенеза, как единого и целостного общечеловеческого процесса, в ходе которого формировались, развивались, "старели" и "умирали" различные религиозные учения и верования. При этом конфессиология, в силу своего научного подхода, отличается от религиоведения настолько, насколько климатология отличается от природоведения. Вместе с тем, именно такой, конфессиологический подход позволит выявить основные противоречия в системе общего процесса религиогенеза на современном этапе его развития и на основе этих данных позволит выстроить целостную систему предупреждения межрелигиозных конфликтов, как глобального, так и локального характера. Это очень серьезная работа, требующая привлечения соответствующих интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, но затраты, осуществленные в ходе этой работы компенсируются за счет достижения высокого уровня конфессиональной стабильности и религиозной безопасности как в мире (например, карикатурный кризис), так и в самом Кыргызстане (например, движение Хизб-ут- Тахрир и т.п.).
Как говорилось выше, в свое время наука и религия составляли некое единое целое. Затем эта целостность была нарушена и эти, две очень важные сферы общественного развития оказались противопоставленными друг другу. Но, полагаю, наступит время, когда опять произойдет "слияние" науки и религии, на качественно новом уровне их развития. Это будет синтез науки и религии, в котором религия ответит на вопрос "В чем смысл жизни?", а наука покажет, как этот смысл реализуется в нашей повседневной жизни. Но это будет качественно новая религия и качественно новый уровень научного познания мира.
Аскар Нурманов директор ОО "Евразийский институт Человека и Общества"
|