Вышел в свет альбом "Казахстан в творчестве художников XIX века" 12:22 03.03.2006
Казахстан на старинных полотнах В рамках государственной программы "Культурное наследие" в алматинском издательстве "Онер" вышел альбом "Казахстан в творчестве художников XIX века", в который вошли почти двести работ.
Репродукция одной из картин В. Верещагина - На подготовку этого альбома у меня ушло шестнадцать лет, - говорит его автор, доктор исторических наук, профессор Виль Галиев. - Очень кропотливая работа - по крупицам выбирать из произведений художников и скульпторов позапрошлого века все, что относится к Казахстану.
Как рассказал Виль Зейнуллович, картины разбросаны по всему миру. Часть негативов, причем бесплатно, еще в советское время Галиеву прислали из Иркутска, из Кировского краеведческого музея. Некоторые полотна, например, Василия Верещагина, Сергея Иванова, Николая Хлудова, находятся в нашей стране, основная же часть - за ее пределами.
- Казахстанская тематика привлекала многих художников XIX века, - продолжает Виль Галиев. - Новизна сюжета завораживала, а своеобразие быта и природы, необычная женская красота, сильные воины, ловкие наездники, удачливые охотники - просто "просились" на полотна.
Виль Галиев рассказал, что >одним из первых графиков, посетивших Казахстан, был англичанин Джон Кэстль. В 1736 году из Оренбурга он ездил в ставку хана Абулхаира. В 1784 году были изданы дневники Кэстля, в которых содержалось тринадцать страниц гравированных иллюстраций, среди которых "Портрет хана Абулхаира", "Аудиенция Кэстля у хана", "Приветствие казахов", "Перекочевка казахской семьи".
В альбоме представлены и работы одного из первых профессиональных художников, побывавших в Казахстане, пейзажиста Емельяна Корнеева ("Казахская беркутовая охота", "Казахские кибитки в степи под Оренбургом") и классиков - Тараса Шевченко ("Лунная ночь на Косарале"), Василия Верещагина ("Горы, окружающие Лепсинскую станицу", "Казахские кибитки на реке Чу", "Перекочевка"), Виктора Васнецова ("Казахи в степи", "Замужняя казашка и девушка"). Кисти Василия Перова принадлежит картина "Портрет казаха", где отражен не только яркий антропологический тип, но и сила, жизнеспособность нации. В альбом включена также работа Василия Перова "Суд Пугачева", в которой центральное место занимает фигура казаха. Представлен в собрании и импрессионист Павел Кузнецов ("Дождь в степи", "Мираж в степи", "Вечер в степи", "Казахский мальчик"), и Николай Хлудов, и художник-романтик Александр Орловский, создавший большую серию живописных работ о казахах ("Казах на коне", "Два всадника казаха", "Конная группа казахов").
В реалистичной манере изобразил жизнь казахов политический ссыльный, друг Тараса Шевченко Бронислав Залесский ("Казахские женщины", "Кладбище Агаспеяр (на Мангышлаке)", "Меловые горы на Мангышлаке").
Писатель и художник Николай Каразин в своих чудесных работах "Молящийся мулла", "Казахский быт", "Вид Аральского моря: северо-восточный берег около могилы Акжулпас", "Пожилая казашка", "Ущелье Кастек (в Тянь-Шанских горах)", "Народности Семиречья", "Горный аул" передал свой романтический взгляд.
Необычайно интересны картины пейзажиста Ивана Волкова ("Окрестности Баян-аула", "Казах семипалатинский"), живописца Николая Ефимова ("Казах на охоте"), Александра Адамова ("Вид между Усть-Каменогорском и Бухтармой на Иртыш"), Антона Малиновского ("Казашка в свадебном наряде"), Меера ("Чимкентская крепость"), белогвардейца Исупова, служившего в Казахстане, чье полотно "В старом Туркестане" находится сегодня в Хабаровском государственном музее.
В альбоме есть и работы известного скульптора Евгения Лансере "Ловля дикой лошади", "Казах с беркутом". Кстати, как рассказал Виль Галиев, несколько месяцев назад в одном из антикварных магазинов Алматы он видел часть скульптурной композиции Лансере, которая продавалась всего за пятнадцать тысяч… тенге. Разумеется, нашлись знатоки, которые быстро приобрели шедевр. Полностью композиция состоит из пяти фигур лошадей, двух жеребят и казаха-пастуха, отдыхающего в тени.
Большой вклад в изучение Казахстана внес и художник-любитель, народоволец Павел Лобановский. Он оставил единственный прижизненный портрет Абая - это рисунок, сделанный с натуры в 1887 году. Портрет очень похож на фотоснимок 1909 года, на котором великий мыслитель запечатлен вместе с сыновьями.
Альбом вышел на трех языках - казахском, русском и английском тиражом две тысячи экземпляров.
Гюльнара НУРПЕИСОВА
№ 47-48 (25018-25019) 03.03.2006
|