А.Дугин: В "карикатурном скандале" вполне заметен американский след 09:50 06.03.2006
В мире полыхает карикатурный скандал, перерастающий в крупномасштабное "столкновение цивилизаций", о котором предупреждал американский политолог Самуил Хантингтон. Конфликт, возникший из-за публикации в европейских газетах карикатур на пророка Мухаммеда, перерос вначале в массовые акции протестов мусульман, затем – в погромы и поджоги дипмиссий европейских стран, а сейчас уже угрожает стать новым источником мирового конфликта религий.
В начале февраля в столице Франции срочно были эвакуированы из здания редакции сотрудники газеты "France-Soir", после того как неизвестные, позвонив по телефону, заявили, что намерены взорвать редакцию газеты, опубликовавшей карикатуры на пророка Мухаммеда.
Именно "France-Soir" перепечатала тогда карикатуры на пророка Мухаммеда, изначально опубликованные в Дании. В дальнейшем ее примеру последовали ряд других парижских изданий, в основном левого толка.
Следом в Париже прошла крупная манифестация мусульман, которые требовали наказать издания, опубликовавшие оскорбительные для верующих карикатуры.
В тот же день по столице Ливана, особенно по району, прилегающему к дипломатической миссии Дании, прокатились беспорядки. По словам очевидцев, здание консульства было подожжено, демонстранты забросали камнями полицейских, манифестанты блокировали все улицы в районе Табарис, в котором расположено консульство. А накануне исламисты сожгли помещения посольств Дании и Норвегии в Дамаске.
Релевантные ссылки:
"Карикатурная война" в свете внешней политики США
В "истории с карикатурами" России некого поддерживать
Ведущие деятели ООН, Европейского союза и Организации Исламская конференция (ОИК) обратились к мусульманскому миру с совместным призывом к спокойствию.
В заявлении Кофи Аннана, координатора внешней политики ЕС Хавьера Соланы и главы ОИК Экмелетдина Ихсаноглу содержались призывы ко всем сторонам проявить сдержанность. "Мы верим, что свобода слова предполагает ответственность и благоразумие, уважение к убеждениям и догматам всех религий. Однако акты насилия, совершенные в последнее время, превысили предел мирного протеста", – говорилось в заявлении.
В этой истории есть несколько аспектов.
С геополитической точки зрения легко увидеть за этим скандалом руку США. Эту руку следует, впрочем, видеть повсюду – это не паранойя, но прямое следствие из открытых претензий США на глобальный контроль. К тому, кто заявляет о глобальном контроле, все претензии и предъявляются. Вполне логично.
В данном случае Вашингтон только выигрывает от возрастающих противоречий между Европой и исламским миром. Европа – экономический конкурент США. Исламский мир – идеологический противник нового американского империализма. Если бы эти две силы сомкнулись, США получили бы очень серьезного и динамичного противника – со своей собственной геополитической повесткой дня. Альянс объединенной Европы с исламским миром дал бы принципиально новую геополитическую силу и подорвал бы влияние США как в Европе, так и на Ближнем Востоке.
По принципу "кому выгодно, тот и замешан" вполне можно найти в этой истории американский след – и для Вашингтона с его прямым влиянием на Западную Европу через атлантистские структуры и круги европейских ультралибералов, и с его контролем за определенными радикальными кругами исламского фундаментализма, поспособствовать этой провокации было совсем не трудно.
Вместе с тем, конфликт обнаруживает и более глубокие реалии.
Мы уже как-то подзабыли, что современная западноевропейская культура в основе своей является не просто нерелигиозной, секулярной, светской, но и антирелигиозной. Эпоха Просвещения начиналась с атаки на традицию и религию. А именно – на христианскую религию.
Современный Запад прошел за последние века большой путь по осмеянию и дискредитации своих собственных святынь. И те, кто был против этого, например сторонники Вандеи, пролили немало крови, пытаясь защитить от таких карикатуристов и насмешников христианскую веру своих отцов.
Но если сами европейцы давно признали поражение религии перед лицом модерна, то мусульмане находятся в совершенно иной фазе своего развития. Они не готовы плевать на свои корни и издеваться над своей верой.
Можно было бы в этой истории однозначно встать на позиции мусульман, которые имеют достаточно энергии и убежденности, чтобы защищать свои сакральные ценности от святотатства декадентского Запада, если бы не одно "но".
>Весь конфликт разгорелся из-за того, что современная Европа насыщается сверх всякой меры выходцами из исламского мира, которые хотят одновременно пользоваться благоприятными материальными стандартами Европы и претендуют на сохранение своей собственной идентичности.
И вот это уже не гордость бесстрашных шахидов, а двойной стандарт. Проникая в сытую Европу правдами и неправдами, прибедняясь и стеная, взывая к фондам и правозащитным организациям, выходцы из мусульманских стран оказываются, наконец, там. Но, получив из жалости гражданство, пособие, жилье и страховку, они расправляют плечи и начинают жить по-своему, нисколько не считаясь с европейской культурой. Более того, презрительно оплевывая ее. Эта культура на самом деле в сегодняшнем состоянии заслуживает лишь брезгливости и омерзения. Но тогда нечего в этой Европе и делать!
Материальный комфорт современных европейцев – это их плата за продажу души маммоне, за поклонение "золотому тельцу". Правильный мусульманин должен жить в исламском мире – даже если там бедно и трудно. Но зато там он на полном основании сохранит и укрепит и традицию, и гордость, и достоинство. В этой неприятной истории России некого поддерживать. Циничный Запад с его оскорбительными карикатурами нам неприятен. Но и двойной стандарт мусульманских иммигрантов выглядит как-то недостойно. Для всех лучше жить там, где живешь. И не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Если кто-то хочет у нас поучиться – милости просим. И пусть за исламом европейцы едут на Восток или в страны Магриба. А мусульмане, если уж решили европеизироваться, пусть усваивают европейские ценности и обычаи. В том числе – и отрицательные. За все надо платить.
Наши же, российские мусульмане, пусть живут, где живут испокон века. В мире и согласии, уважая русскую веру, сохраняя лояльность государственности и разделяя нашу культуру.
Александр Дугин, доктор политических наук Опубликовано в еженедельнике "Южный федеральный" № 6 (229) от 22-28 февраля 2006
|