Foreign Policy: Мировые лидеры, которым грозит покушение - Карзай, Мушарраф, Путин... 16:44 06.03.2006
На протяжении истории покушения на лидеров провоцировали крупные беспорядки. Foreign Policy выявляет лидеров, которым сегодня может грозить покушение, и прогнозирует, что может последовать за их падением.
Президент Хамид Карзай (Афганистан)
Почему? Карзай уязвим и как союзник США, и как человек, пытающийся разоружить боевиков и установить законность в стране.
Кто? Самые вероятные исполнители – оставшиеся представители "Талибана" в сотрудничестве с "Аль-Каидой", но нельзя исключать и конкурирующих афганских лидеров.
Как? Возможности бесконечны. В 2002 году боевик выпустил четыре обоймы по автомобилю Карзая. В 2004 году члены "Талибана" пытались сбить ракетами его вертолет.
Кто придет на смену? Замена может найтись и в его нынешнем правительстве, однако закулисно будет править жесткая хунта из главных афганских игроков. Следовать по пути Карзая будет трудно.
Наихудший сценарий: Гражданская война. Покушение и борьба за власть могут открыть дверь для возобновления этнического и племенного конфликта. Восстановление страны остановится.
Президент Владимир Путин (Россия)
Почему? Жестокая политика Путина в Чечне приводит к тому, что в мятежной республике и в большей части мусульманского мира его ненавидят.
Кто? Чеченцы или исламские экстремисты, которые выступают против политики Путина.
Как? Теракт-самоубийство, возможно, во время визита Путина в какой-нибудь удаленный российский регион.
Кто придет на смену? К власти придут номинальные избранные чиновники и попытаются консолидировать власть, однако в ближайшее после покушения время будет доминировать мрачная смесь из сотрудников безопасности и крупных промышленников.
Наихудший сценарий: Покушение станет предлогом для еще большего сворачивания демократических прав и более жесткого наступления на Чечню, что разожжет конфликт, который продлится не один год.
Президент Уго Чавес (Венесуэла)
Почему? Длинный список врагов Чавеса включает администрацию Буша, многих латиноамериканских лидеров и главу евангелистов Пэта Робертсона. Они поносят Чавеса за то, что он принимает такие группировки, как колумбийская FARC (леворадикальные Вооруженные революционные силы Колумбии. – Прим. ред.), и за его бездонный антиамериканизм.
Кто? Вооруженные группировки, которые Чавес вычистил в 2002 году. Или кто-то из представителей бывшего режима (некоторые из них живут в Майами). В любом случае, в этом обвинят США.
Как? Покушение на публичном митинге или закулисный выстрел военного чиновника.
Кто придет на смену? На власть будет претендовать лояльный член чавесовского движения.
Наихудший сценарий: Покушение расширит полномочия радикального крыла движения Чавеса. Добыча нефти в Венесуэле приостановится либо из-за хаоса, либо по сознательному приказу лидеров движения Чавеса, убежденных, что за покушением стоят США (или заявляющих о причастности США ради политической выгоды).
Президент Первез Мушарраф (Пакистан)
>Почему? Наступление Мушаррафа на "Аль-Каиду" в Пакистане, хотя временами и нерешительное, злит джихадистов. Они уже не раз пытались убить Мушаррафа, и по крайней мере одна попытка была близка к успеху.
Кто? Мушаррафа держат на мушке джихадистские радикалы, сочувствующие "Аль-Каиде" и разозленные его кампанией. В компании с ними или по собственной инициативе могут выступить мелкие военные чиновники. "Аль-Каида" давно пытается просочиться в вооруженные силы и полицию Пакистана.
Как? Взрыв машины или теракт-самоубийство. Неожиданное покушение, совершенное представителем армии или аппарата безопасности Мушаррафа.
Кто придет на смену? К власти придет другой генерал породы Мушаррафа, возможно, в сотрудничестве с гражданскими чиновниками, которые сейчас занимают видные посты.
Наихудший сценарий: В армии развернется борьба за власть, и ядерный Пакистан расколется на религиозные и этнические кланы, а крупный джихадистский контингент получит зеленый свет. Нестабильность приведет к новой индо-пакистанской войне.
Король Абдалла (Саудовская Аравия)
Почему? С 2003 года Абдалла ведет борьбу с джихадистами и поддерживает близкие отношения с США. Также он модернизирует королевство, а это опасная деятельность в глубоко консервативной стране.
Кто? Суннитские экстремисты, либо связанные с "Аль-Каидой", либо действующие независимо.
Как? Теракт-самоубийство или покушение члена саудовских сил безопасности, лояльного идеям джихада.
Кто придет на смену? Вероятный наследник – коррумпированный и малопригодный наследный принц Султан бин Абдул-Азиз. Хотя Султан настроен проамерикански, он в некотором роде дилетант, так что фактически править королевством, возможно, будет его брат, более компетентный, но и более жесткий (и настроенный антиамерикански) Найеф бин Абдул-Азиз, пока Султан будет веселиться.
Наихудший сценарий: К власти придет Султан, но де-факто контроль будет принадлежат Найефу, который сокрушит реформаторское движение и дистанцирует свою страну от США.
Усама бен Ладен ("Аль-Каида")
Почему? После 11 сентября и других терактов бен Ладен – официальный враг номер один.
Кто? Американские вооруженные силы. Есть и вероятность его убийства кем-то из исламистского сообщества из-за идейных расхождений.
Как? Американская ракета Hellfire, доставленная беспилотным самолетом Predator.
Кто придет на смену? Над тем, что останется от ядра "Аль-Каиды", установит контроль Айман аз-Завахири, заместитель бен Ладена. Начнутся разногласия среди руководства. Свои позиции укрепят региональные "эмиры", потому что у аз-Завахири нет харизмы бен Ладена.
Наихудший сценарий: Есть шанс, что "мученичество" бен Ладена в большей степени вдохновит поколение молодых мусульман, чем если он переживет покушение.
Аятолла Али ас-Систани (Ирак)
Почему? Ас-Систани удерживает шиитскую общину Ирака вместе, несмотря на многочисленные внутренние расколы и неоднократные провокации со стороны суннитских джихадистов. Уже убито несколько его помощников, и он остается мишенью для тех, кто выступает против его прагматичной позиции или надеется разжечь гражданскую войну.
Кто? Он возглавляет список объектов покушений иракских мятежников. Абу Мусаб аз-Заркави и другие суннитские боевики знают, что смерть ас-Систани может погрузить Ирак в полномасштабную войну, которой они так хотят. Его могут попытаться убить и конкурирующие шиитские группировки, часть которых замешана в убийствах помощников ас-Систани.
Как? Взрыв грузовика или теракт-самоубийство.
Кто придет на смену? Ас-Систани незаменим. Его статус основан на его образовании и престиже. Ни одно другое духовное лицо в Ираке не имеет такого авторитета – во многом из-за того, что Саддам подорвал значительные силы клерикальной элиты.
Наихудший сценарий: Полномасштабная гражданская война и между суннитами и шиитами, и в самой шиитской общине. Теории заговора о том, что за убийством ас-Систани стоят США, обретут силу, и даже умеренные голоса будут обвинять США в том, что это произошло.
Дэниел Байман – директор программы изучения безопасности в Университете Джорджтауна.
Foreign Policy 6 марта 2006
|