К.Алексеев: Казахстан и Китай - нефтяной симбиоз 00:48 08.03.2006
>Значимость Казахстана для Китая возрастает, Пекин осознает ее и вступает в объективный процесс обоюдного сотрудничества.
Это - главный вывод прошедшей на днях конференция "Казахстан и Китай: стратегическое партнерство в целях развития".
Все участники с казахстанской стороны в кулуарах отмечали необычно большую и представительную делегацию Китая, что совершенно нехарактерно для китайской практики участия в таких мероприятиях.
Соответствовал многочисленности и уровень китайских экспертов. "Очень представительная делегация", - заметил перед открытием один наш известный политолог.
Естественно, что главным (хотя далеко не единственным) направлением дискуссии стало сотрудничество в сфере поставок нефти из Казахстана в Китай. Как могло быть иначе после того, как проект нефтепровода Западный Казахстан - Китай из многолетнего небытия реализовался в масштабный и во многом беспрецедентный проект. Хотя и с не до конца решенными проблемами: известный факт, что до сих пор не решен вопрос с загрузкой его нефтью.
Эту тему никто на конференции не скрывал, китайский эксперт Ли Фэнлинь, директор Института социального развития Европы и Азии Центра по изучению развития Госсовета КНР призвал: "Нам нужен диалог о том, какие препятствия, вопросы существуют с обеих сторон, чтобы мы могли быстрее реализовать проекты в области нефти и газа".
Видимо, в развитие этой инициативы прозвучали некоторые замечания китайских экспертов, направленные, как казалось на то, чтобы показать нам: при всей зависимости Китая от импорта нефти, притом, растущей, наша роль пока в ней не велика, а определяющей вряд ли когда-либо будет. То есть, попросту говоря, китайские гости постарались несколько охладить иллюзии. Тот же г-н Ли Фэнлинь привел несколько интересных цифр.
"Китай - не только страна-потребитель, но и производитель энергии", - заметил он. Так, в 2004 году ее производство составило 1 млрд. 846 млн. тонн условного топлива, в том числе нефти 22.7%.
Зависимость от импорта в этом году в общем энергетическом комплексе была лишь 5%. Добыча нефти в 2004 году была 72 млн. тонн, импорт - 120 млн. тонн. Сейчас импорт нефти из стран ШОС - 5% от общего импорта.
Но наращивать объемы импорта нефти Китаю необходимо: по прогнозам, к 2010 году импорт будет примерно 200 млн. тонн, а в 2020 - 250 млн. тонн. И здесь роль Казахстана будет очень велика. Конечно, при решении существующих сегодня вопросов.
Новые дополнительные и большие возможности для сотрудничества в области нефти открывают для наших стран планы по реэкспорту нефти из морских портов Китая в Японию и Корею.
То есть, после удовлетворения своих потребностей в нефти, КНР изучает возможность перепродажи ее затем в соседние страны Дальнего Востока. Здесь вклад Казахстана неизбежно будет востребован и в еще большом объеме. Кроме того этот вариант может иметь даже геополитические и геоэкономические последствия.
Как заметила заместитель директора Института Мировой Экономики и Политики при Фонде первого президента РК Лейла Музапарова, это заложит основу для формирования своего рода евразийского нефтяного картеля, который мог бы влиять на цены на нефть в большом регионе. Правда, здесь не обойтись без участия России, и картель будет носить характер "треугольника" - Пекин - Астана - Москва.
Если следовать призыву китайского эксперта к откровенному диалогу, нельзя не заметить, что существуют вопросы и к китайской стороне.
Например, г-жа Музапарова отметила в числе проблем, препятствующих форсированному наращиванию экспорта нефти в Китай из Казахстана, не только ограниченность сегодняшних объемов добычи ее в Казахстане, но и "ограниченность финансовых возможностей Китая: происходит сокращение бюджетных инвестиций в эту отрасль, в частности, наблюдается изменение структуры капиталовложений в энергетическую сферу, сокращение доли бюджетных инвестиций Китая при переносе 50-60% расходов на предприятия нефтегазового комплекса".
Несколько странная ситуация - государство констатирует растущую зависимость от экспорта нефти, но при этом сокращает собственные расходы на решение проблемы.
А ведь надо будет строить нефтепровод от города Карамай, куда он доходит сейчас, вглубь Китая. И модернизировать железную дорогу, по которой идет часть импорта нефти из Казахстана.
Кирилл Алексеев, специально для Gazeta.kz
07/03/06
|