Washington Times: Почему Узбекистан "подавляет" иностранных "благотворителей"? 07:26 09.03.2006
В Узбекистане суд приостановил деятельность еще двух НПО
В кампании по подавлению иностранных благотворительных и правозащитных организаций в Узбекистане появились еще две новые жертвы.
Американские организации Freedom House и Eurasia Foundation вчера объявили о прекращении своей деятельности в Узбекистане. Это произошло после того, как суд Ташкента вынес решение о приостановлении деятельности представительства Freedom House в Узбекистане за то, что там предоставлялся бесплатный доступ в интернет местным правозащитникам.
Глава представительства Freedom House в Узбекистане Бранка Шесто заявила, что организация Freedom House приняла решение прекратить свою деятельность в Узбекистане после того, как она в течение многих месяцев подвергалась давлению. В том числе, в январе суд Ташкента принял решение о приостановлении деятельности этой организации сроком на 6 месяцев.
>"Конечно, мы очень разочарованы, но нам дали понять, что нам здесь не рады", – сказала она.
Фонд Eurasia Foundation, который обвиняют в нарушениях при регистрации своего представительства, а также в проведении семинаров, на которые не было получено разрешения официальных органов, сообщил, что он добровольно закрывает свое представительство в Узбекистане после 12 лет работы в этой стране. Тем самым фонд отказался вести какую-либо борьбу в суде.
"Наблюдая за опытом других международных организаций, мы пришли к выводу, что у нас нет шансов на победу. Поэтому мы решили самоликвидироваться и не участвовать в судебных процедурах", – говорит Джефф Эрлих, директор представительства Eurasia Foundation в Ташкенте.
Из этого представительства, финансирующего широкий спектр программ по развитию гражданского общества и предпринимательства, будут уволены 35 узбекских сотрудников. В представительстве Freedom House потеряют работу 20 человек.
В последние два года правительство узбекского президента Ислама Каримова усиливает давление на неправительственные организации, утверждая, что они оказывают поддержку оппозиционным движениям, вроде тех, что свергли репрессивные режимы в Грузии, на Украине и в Киргизии.
Но активные действия по изгнанию иностранных организаций из Узбекистана правительство начало только после событий в Андижане, когда власти устроили кровавое подавление акций протеста.
Очевидцы тех событий, а также правозащитники утверждают, что в Андижане были убиты сотни людей после того, как правительственные войска открыли огонь по большой толпе протестующих. Между тем узбекские власти сообщили, что погибших было 187.
После того как США и европейские страны раскритиковали насилие в Андижане, произошло ухудшение в отношениях Узбекистана с Западом и в особенности – с Соединенными Штатами, которые раньше считали Узбекистан своим близким союзником и имели на территории этой страны военную базу.
В прошлом году по распоряжению суда в Узбекистане была закрыта организация поддержки СМИ Internews, а также благотворительная организация в сфере образовательных программ IREX. Также усилилось давление на западные средства массовой информации. ВВС закрыла свое бюро в Узбекистане, сказав, что оно подверглось притеснению со стороны властей, а у финансируемого Соединенными Штатами Radio Free Europe / Radio Liberty было аннулировано разрешение на вещание в Узбекистане.
Лидеры ряда постсоветских государств, в том числе и российский президент Владимир Путин, обвинили западные правительства в использовании неправительственных организаций для оказания поддержки оппозиционным движениям, цель которых – свергнуть существующие правительства. Недавно Путин подписал закон, который налагает строгий контроль на деятельность НПО, работающих в России.
Майкл Мейнвилль The Washington Times
|