Забывчивые чекисты, или что ищут узбекские спецслужбы против журналиста А.Таксанова? 01:26 11.03.2006
> "Я до сих пор не знаю причину, по которой задерживается ответ на запрос относительно вас, - так сказала сотрудница Отдела вьезды-выезда и гражданства (ОВВиГ) Мирзо-Улугбекского района независимому журналисту Алишеру Таксанову, когда тот утром 10 марта 2006 года явился в местное отделение внутренних дел. - Вчера прошел месяц, как вы сдали документы, и я в рамках должностных обязанностей направила напоминание соответствующим структурам, и как только поступит ответ я немедленно вас извещу".
Сотрудница РУВД не стала уточнять, кому она сделала напоминание, но речь, скорее всего, идет о Службе национальной безопасности, которая ныне мало чем отличается от ОГПУ-НКВД тридцатых годов. "Не думаю, что последователи Дзержинского столь забывчивы, особенно относительно диссидентов и независимых журналистов, и я уверен, что они преднамеренно затягивают с решением, - так считает А.Таксанов. - Более того, я уверен, что они усиленно работают в поисках каких-либо компрометирующих меня материалов, на основании которых могут запретить мне покидать страну".
И речь идет не только о том, что "забывчивые" чекисты рыщут по махаллинским сходам, заглядывают в ТСЖ и другие учреждения, но и пытаются кое-что выведать у знакомых, друзей и товарищей Алишера. Так, на этой неделе сотрудник СНБ ворвался в учебное заведение, где работает коллега Таксанова, и пытался начать с ней диалог, на что получила решительное заявление, что беседовать с ним женщина намерена только в деканате. Видимо, "дзержинец" не желал присутствия свидетелей и ретировался. Следует уточнитть, что зимой преподавательница вуза уже имела неприятные встречи с этой карательно-репрессивной службой, представители которой намекая на то, что у нее есть дочь и с ней что-то может произойти, склоняли ее к сотрудничеству и стремились получить интересующие их сведения об оппозициионно настроенных людях, в том числе и о Таксанове. Тогда они тоже не добились своего, но, в свою очередь, еше раз продемонстрировали, что правоохранительная система Узбекистана только таковой называется и на самом деле она охраняет права только авторитарной власти, но не граждан.
- Я удивляюсь тому, что спецслужбы тратят такие огромные ресурсы на меня, тогда как в мире хватает реальных угроз - террористов, бандитов, наркотрафикеров, - говорит А.Таксанов. - Вот экстремист Джума Намангани много лет рыскал по Центральной Азии, наводя ужас, а наши чекисты не могли или не пытались его найти, тогда как американцы быстро разрешили проблему. Конечно, разбираться с этим человеком - опасно, можно полю получить, да и тут следует показать свой профессионализм, мастерство, отвагу, и этих качеств, видимо, у нынешних сотрудников СНБ нет. Им легче заниматься оппозиционерами, которые под боком, ведь это не страшно, тем более безопасно. Зато на них можно звания и награды "заработать", больше средств из госбюджета получить.
Журналист уверен, что его телефоны прослушиваются. Более того, спецслужбы создают помехи, чтобы никто из-за границы не мог до него дозвониться. "У меня цифровая линия, но из Германии, Франции, Чехии, Великобритании не могут дозвониться - потоянно какие-то помехи, тогда как у моей мамы такая же линия, но до нее дозваниваются без проблем, - отмечает Таксанов. - На АТС мне заявляют, что у них все впорядке, мол, за границей плохая связь... Такое слышать - смется хочется. Видимо, идет блокировка линии, чтобы я не давал интервью западным радиоголосам".
Активность спецслужбы стали проявлять после того, как журналист сделал официальные запросы в государственные инстанции относительно использования различными силовыми структурами противопехотных мин. И как это бывает в нашем "правовом" государстве, лишь единицы предоставили ответы, причем настолько сухие, что бумага крошилась от написанного. Из Министерства народного образования вообще звонили домой Таксанову и заявляли, что можно забрать письмо, однако никак не представлялись, а попытка найти его в отделе писем ни к чему не привела. Сотрудницы, как выразился Таксанов, даже зада не подняли, чтобы разыскать это письмо, все время уклонялись от выполнения своих функции, одна другой даже по узбекски заявила: "Сенга иш борми бу хатни топиш?" Так что не удивительно, что народное образование в таком бюрократическом состоянии. Вполне возможно, что и здесь карающая рука СНБ прошлась, чтобы журналист помучился в поисках информации.
Таким образом, нынешняя власть еще раз на конкретном примере Таксанова показывает, что готова защищаться от демократии и скрывать свою теневую деятельность всеми доступными "законными" средствами.
На фото: График работы ОВВиГ Мирзо-Улугбекского района не касается Таксанова - он вне какого графика, как и вне закона по воле СНБ.
Шерзод Орифханов - псевдоним корреспондента Ozod Ovoz, работающего в Ташкенте 10.03.2006.
|