Х.Худойберди: Почему русские не доверяли узбекским демократам 00:09 13.03.2006
Анализ некоторых статей недели, касательно Узбекистана
Летом 1986г. я приехал на очередную командировку в Ферганскую долину. Мне предстояло обследовать парк машин и состояние техники в трех ПМК (Передвижных механизированных колонн). Я решил первым посетить Кокандский ПМК.
После 3х дневной интенсивной работы все было завершено и вечером я начал собирать свои вещи перед завтрашней поездкой в Наманганский ПМК. Вечером сильно заболел у меня голова, возможно из-за многочасовых работ в жаркие дни лета. И ранним утром сначала я пошел искать аптеку, чтобы купить таблетки от головной боли, прежде чем сесть на автобус в Наманган. Улицы еще были пустынные и не у кого было спросить и я шел просто так, смотря на афишы маленких и больших контор в обе стороны большой улицы. И вдруг увидел высокого русского человека лет 50 с совершенно белыми волосами на голове.
- Извините, Вы не подскажите, где тут у вас находится аптека? - спросил я его.
- Э мехмонмисиз бу ерда? Мана шу кучадан тугри кетаверсангиз 200 метрлардан кейин чап томонда бир ок бинони курасиз. Ана уша аптека - ответил он мне на совершенно чистом узбекском языке.
...Несколько секунд я восхищенно глядел на этого простого русского человека, так хорошо говоряшего на узбекском.
- Катта рахмат Сизга! Саломат булинг! - поблагодарив его я поспешил в направлении аптеки.
- Омад! - бросил он улыбаясь мне вслед. Вероятно он понял причину моего восхищения.
Это был второй человек некоренной национальности, который в совершенстве владел узбекским языком, которого я встретил за свои 33 года жизни. А за эти годы я много ездил, особенно в САНИИРИ я часто обьезжал страну вдоль и поперек, встречал тысячу людей разных национальностей и все говорили на русском языке, кем бы они не работали - начальниками, шоферами, работниками гостиниц и т.д.
За эти годы я встретил вот двух неузбеков, которые знали узбекский язык в совершенстве. Первым был Вовка, сын нашего соседа-рисовода Шегая. А его друг Курбан каким-то чудесним образом выучил у него корейский. Мы, дворовые мальчики деревни Пайшанба, обычно собирались у старого кинотеатра, трескали семечки и разинув свои рты глядели на них, когда корейс Вовка тараторил на узбекском, а узбек Курбан отвечал ему на корейском. Вот была забава!
Именно по той простой причине, что гражданы Узбекистана некоренной национальности не знали узбекский язык и есть главная причина того, что они не были вовлечены в деятельность Бирлика и Эрка. Потому что все наши программы, уставы, документы и статьи были в основном на узбекском языке!
Но Бирлик старался помочь не знаюшим узбекский язык, печатая свою газету "Мустакил Хафталик" на русском языке тоже. Но даже это мало помогало, русскоговорящие больше верили ставленнику Москвы Исламу Каримову, который в первые годы свои правления говорил исключительно на русском языке(!), чем демократической общественности Узбекистана.
Вот две основные причины того, почему наши согражданы-русскоговоряшие относились к демократической оппозиции Узбекистана с недоверием и это недоверие продолжается до сих пор, хотя число сторонников Каримова среди русскоговоряших падает катастрофически.
Мне всегда обидно, когда какой-то идиот в польном смысле этого слова, бросается на оппозицию, обвиняя ее в том что, Каримов из-за них стал вот таким вот палачом ( Виновники триумфа зла. Козыри И.Каримову "подарила" оппозиция ).
Надо быть глупцом высшей категории, чтобы обвинять жертв, головы которых оказались под топором палача по воле трагических случаев - тотальной жестокости властей, несправедливостей в каждом шагу, страха в обществе, рожденного этой же властью.
Жестокими люди становятся в раннем возрасте, в зависимости от того, в какой семье рожден и растет маленкий человечек и эта жестокость то ли усугубляется, то ли смягчается по воле различных обстоятельств - окружения, друзей, школы, кампаний, работы, общества и многое другое. На счет жестокости лично Ислама Каримова я писал в своей статье Вирус жестокости.
А на счет роли Народного движения "Бирлика" и демократической партии "Эрк"а в развитии демократических процессов в Узбекистане пуст пишут те, у кого рука и совесть чистая, которые не запятнали свою честь ни чем и которые знают историю Узбекистана и становления тирана Каримова, начиная с 1988 г. по сегодняшный день.
Если судить по этому глупцу, то и весь смелый отряд интеллигенции СССР, погубленный в ГУЛАГе и камерах пыток Бэрии виновата в том, что Сталин стал таким палачом, каким он был. Или это чилийские борцы-сторонники Сальвадора Альенде, растрелянные в стадионах Сантьяго виноваты в том, что Пиночет стал таким вот тираном.
Меня удивляют не короткие мозговые извилины в голове автора той самой статьи, а редакторы сайтов, печатающих статей, обвиняюших жертв в том, что палач стал вот таким вот зверем человекоподобним. Было бы больше пользы, если бы вы печатали басню Крылова Волк и Ягненок - вместо этой статьи макулатурной категории
В другой статье еще один такой же тип нашел виновников Андижанских трагедий за океаном, в Америке. В таких случаях узбеки говорять очень просто "Узимдан чиккан балога, кайга борай давога!". Я в течении почти всех 18 лет своей политической деятельности с недоверием отношусь к политике американской администрации во всем мире. Только лишь в одном случае, когда по инициативе США НАТО вовлек себя в конфликт на Балканах и остановил массовые убийства мусульман в Косово, я поддержал эту международную военную акцию. Во всех других случаях американские войска наводили больше вреда чем порядка в мире.
А на счет Андижана пусть говорять факты а не домысли (События в Андижане финансировались американцами и семьей отвергнутого зятя Максуди ). Сегодня ни одного честного человека в мире невозможно убедить в том, что Каримов не виновать в расстреле многотысячной тольпы демонстрантов. >Ислам Каримов лично виноват - как президент, как Главнокомандуюший всеми вооруженными силами страны - в расстреле и убийстве более тысячи граждан страны независимо от того, кто и как начал мятеж против жестокостей и несправедливостей властей.
Хазраткул Худойберди, 12 марта 2006г.
|