Г.Каримова: Молчание ягнят. Не пора ли покончить с обрядом ала качуу (умыкание невесты)? 09:22 17.03.2006
Как утверждают многие историки, в прошлом похищение невесты даже при ее согласии было большой редкостью. Похитители чужих дочерей могли запросто поплатиться головой за свой дерзкий поступок. И смерть была для них уготована жестокая и изощренная. Это делалось для того, чтобы другим неповадно было. Сегодня это явление вновь процветает.
Научному сотруднику Центра социальных исследований при Американском университете в Центральной Азии Газбюбю Бабаяровой довелось на себе испытать все "прелести" кыргызского обряда ала качуу (умыкание невесты). Несколько лет назад ее украл молодой мужчина. Но в последнюю минуту жених понял, что насильно мил не будешь. Девушке предстояло объяснить все это и его тетушкам, бабушкам. В отличие от типично деревенского сценария ее похищение было обставлено чуть–чуть цивильно. Байбиче не бросали ей под ноги малышей или боорсоки, не гонялись по всей комнате со свадебным платком и не оказывали психологического прессинга. Мол, если уйдешь - позор всему роду, все земные несчастья обрушатся на твою голову. Одним словом, нежелательного замужества Газбюбю все же избежала. Но сей горький опыт подвиг ее всерьез заняться гендерным проектом "Кража невест".
- Моя главная задача - рассказать сельским женщинам о том, что у них есть право на личную жизнь, - говорит Газбюбю. - А мужчин научить ценить мнение противоположного пола, уважать право выбора слабой половины человечества.
Миссия оказалась трудновыполнимой. Деревенский народ не совсем понимал, что же она пытается до него донести. Любые попытки объяснить, что воровать невест - это плохо, воспринимались в штыки не только мужчинами, но и самими женщинами. Особенно в южных областях. Агитаторшу даже поначалу обвиняли в том, что она якобы посягает на святое - наследие наших предков, очерняет вековые традиции. - Так в свое время женились наши отцы, деды и прадеды. О каком преступлении здесь вообще может идти речь? - горячились деревенские мужчины во время собраний. - Девушка к своему счастью идет через слезы! - вторили им байбиче. - Ничего страшного. Стерпится–слюбится! Другой реакции со стороны сельчан Бабаярова и не ожидала. Тем не менее Газбюбю не опускает руки, пытается достучаться до сознания людей, в корне изменить их представление об этом отрицательном явлении, которое за последние годы набирает обороты, все чаще принимает уродливые формы, оставляя за собой множество искалеченных судеб. - Да что уж говорить о простых сельчанах, когда даже милиционеры слышали о незаконности и наказании за ала качуу в первый раз, - сетует неутомимая просветительница. - Для некоторых молдо было открытием, что ислам тоже запрещает вступать в брак без согласия. Согласно шариату, бракосочетание по принуждению признается недействительным. Кстати, исследования этого явления в нашей стране провел два года назад доктор философских наук из Филадельфии Рассел Клейнбах. Вместе со своим коллегой, преподавателем Сарой Амслер, он побывал в самых отдаленных селах республики, опросил тысячи женщин и мужчин. Результаты потрясли всех: >только в одной деревне они насчитали почти 400 случаев умыкания невест! Большинство девушек впервые видели своего Ромео после того, как оказались в его доме. Кроме того, исследования показали, что из всех опрошенных жертв 84 процента вынуждены были остаться с нелюбимым, дабы избежать позора.
Кыргызский триллер без цензуры - Специально для наших респондентов мы подготовили документальный фильм об ала качуу. Нам удалось заснять реальные сцены умыкания, так сказать, без купюр, - говорит Бабаярова. Корреспондентам "Вечерки" довелось посмотреть киноленту. Голливудские психологические триллеры просто меркнут в сравнении с кыргызскими ужасами и страстями. Традиционный ала качуу предстает во всей своей "красе" - истерические крики, слезы украденных девушек, глупые ухмылки наблюдателей, неприкрытые угрозы и проклятия байбиче. В одном из эпизодов джигит, особо не утруждаясь поисками благоверной, запихивает в машину первую встречную девушку. А другого нисколько не смутило то, что вместо возлюбленной дружки по ошибке украли ее подругу. Его больше волновало реноме семьи - девушка оказалась с характером и ни в какую не соглашалась сесть за брачный занавес. А если она уйдет, позор для всей семьи неминуем! Естественно, никакой романтикой и светлыми чувствами в любовных эпизодах и не пахнет. Но особенно впечатляет трагическая история Айжан. В свое время этот случай потряс всех жителей Балыкчы. Традиционное умыкание закончилось самоубийством невесты. На утро после свадьбы девушка повесилась в саду. Перед камерой перепуганный жених все талдычил, что невеста проснулась счастливая и ничего не предвещало беды. По городу тут же поползли слухи, и это еще больше ранило и без того убитых горем родителей. Они сами недоумевали, что же могло послужить причиной смерти их любимой дочери. Айжан унесла эту тайну в могилу. - Когда сельчане смотрели кино, то порой прятали лица от стыда, - рассказывает Бабаярова. - Оно и понятно. Они просто увидели свои же действия со стороны. Газбюбю чувствует: разъяснительная работа и жестокий фильм меняют сознание людей. Подтверждением тому - анонимное анкетирование, проводимое ею до и после сеанса. Многие ее оппоненты после просмотра признались, что ала качуу теперь им видится в другом свете. И склоняются к мнению, что традиционная кража девушки - преступление. Малоизвестная доселе статья 155 Уголовного кодекса - принуждение или похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле - становится актуальной...
Печальный факт Как отмечают специалисты кризисных центров, из–за семейных неурядиц многие женщины, насильно выданные замуж и не сумевшие убежать из–под брачного занавеса (кошого), через 3–4 года совместной жизни пытаются свести счеты с жизнью.
Между тем[.b> Примечательно, что, несмотря на почитание так называ-емого многовекового обычая - ала качуу, 98 процентов отцов и 96 процентов матерей все же не желают своим дочерям насильственного счастья, то бишь быть украденными без согласия.
Гульчехра КАРИМОВА. 17 марта 2006 17 марта 2006
|