"РосБалт" > Афганистан выбирает между смертью и безумием 20:28 23.03.2006
Когда датская газета "Йулаандс Пост" опубликовала 12 пресловутых карикатур с изображением пророка Мухаммеда, мусульмане Афганистана едва не подняли восстание - в результате массовых драк и демонстраций погибли пять человек, а разъяренные афганцы требовали выдать датских журналистов на растерзание. Сегодня в Кабуле судят афганца, перешедшего из ислама в христианство - ему грозит смертная казнь, а афганское правительство требует у возмущенного Запада "не вмешиваться во внутренние дела".
Сорокалетний афганец Абдул Рахман девять лет провел в Германии в качестве беженца. На родине ему грозила смерть от рук талибов, захвативших в то время власть и вовсю охотившихся на инакомыслящих. А инакомыслие Рахмана простиралось настолько далеко, что уже в Германии он перешел из ислама в христианство.
Сотни христиан в Европе за последний десяток лет совершили обратное превращение - приняли ислам. Председателем Центрального совета мусульман в Германии является один из таких обращенных, и этими фактами с удовольствием оперируют многие исламские пропагандисты. Однако переход из ислама в иную веру, согласно законам шариата, является преступлением, за совершение которого "муртаду" (изменнику) полагается смертная казнь.
С падением Талибана Афганистан принял конституцию и подписал Международную декларацию о правах человека, а новоиспеченный христианин Абдул Рахман приехал на родину, чтобы восстановить отобранные у него талибами родительские права на двух дочерей, оставленных на попечение дедушки и бабушки. Последние без малейших угрызений совести передали блудного сына властям - для суда и казни.
Когда Лойя Джирга в начале 2004 года приняла конституцию, Запад рукоплескал и приветствовал этот акт, как гигантский шаг в сторону демократии и свободы. О чем тогда предпочли умолчать как власти нового Афганистана, так и Старой Европы - так это о том, что основной закон страны стал следствием тяжелейшего компромисса. Некоторые его статьи говорят о демократии и правах человека, некоторые же утверждают религиозный примат во всех сферах жизни афганцев. Так, параграф N2 недвусмысленно заявляет: "Религией Исламской Республики Афганистан является святая религия ислама". Таким образом, конституция с ходу отвергает принцип лаицизма (отделения церкви от государства).
Параграф N3 предписывает, что "никакой закон не может прекословить святому закону ислама". А значит, Абдул Рахман должен быть судим за нарушение закона шариата. Светский верховный суд Афганистана обязан руководствоваться именно религиозным законом, это закреплено в параграфе N119: "Судьи верховного суда должны присягать блюсти право и справедливость согласно законам святой религии ислама". А параграф N149 исключает саму возможность изменения этой части конституции: "Правила, согласно которым порядок управления Исламской Республикой Афганистан определяется святой религией ислама, не могут быть изменены ни в коем случае".
Тем не менее Абдул Рахман еще может спастись. Конечно, афганская юстиция весьма далека от демократии, и правовая система, по сути, только зарождается. Многие судебные приговоры выносятся необоснованно, суды переполнены делами. Однако после оглашения приговора Рахман имеет право опротестовать решение - вплоть до верховного суда. Отметим, что с момента падения режима Талибана из 25 вынесенных смертных приговоров в Афганистане был приведен в исполнение лишь один. Плюс к тому - серьезнейшая поддержка подсудимого странами Запада - от США до государств Европы. Министр иностранных дел Италии Джанфранко Фини вызывает афганского посла для дачи объяснений. Белый дом заявляет, что "будет внимательно следить за процессом и считает суд над Рахманом тестом для афганской демократии", а немецкие министры угрожают, что в случае казни Рахмана они выведут войска из Афганистана, причем их примеру готовы последовать все государства, участвующие в миссии ISAF.
Последняя угроза оказалась наиболее действенной. С самого начала скандала члены афганского правительства отвечали, мягко говоря, на повышенных тонах: так, министр экономики Амин Фархад заявил в интервью немецкой газете Neue Osnabr&*252;cker Zeitung, что "Западу не следует вмешиваться во внутренние дела Афганистана, чтобы не спровоцировать адекватную реакцию".
Однако та же Германия, чей воинский контингент в Афганистане является самым большим в рамках ISAF, считает этот процесс и своим делом: в конце концов, Рахман девять лет провел в ФРГ и здесь же стал христианином. И вообще, заявляют немецкие политики, зачем было убирать одних исламистов, чтобы на их место пришли другие, да еще и под защитой европейских солдат?
Афганского президента Хамида Карзаи любят на Западе, однако в Афганистане он не пользуется ни популярностью, ни влиянием. И он, и его правительство оказались теперь в безвыходном положении. Если попытаться помочь Рахману, афганцы, согласно конституции, будут вправе оказать ему неповиновение (параграф N116 предписывает, что афганский суд действует независимо от исполнительной и законодательной власти). Если же Рахман будет осужден и, упаси аллах, казнен - войска ISAF могут покинуть Афганистан, после чего и сам Карзаи, и его правительство не будут стоить и ломаного евроцента.
Так что президент Афганистана вынужден лавировать и изворачиваться: с одной стороны, он просит Европу не торопиться с выводами, с другой, обещает афганцам "не допустить вмешательства в дела суверенной Исламской Республики Афганистан".
Тем не менее, согласно афганскому законодательству, казнить Рахмана могут только в том случае, если президент Карзаи утвердит смертный приговор - а значит, вся тяжесть решения ложится именно на его плечи. Когда этот документ в самом деле ляжет на письменный стол афганского руководителя, придется выбирать: либо помиловать муртада и разозлить исламистов, либо разрешить его убить и тем самым подтвердить свою репутацию "поросенка, командующего волчьей стаей" - со всеми вытекающими последствиями.
Пока же суд дал Рахмону три дня на то, чтобы раскаяться и вновь принять ислам. Но даже если он не согласится, есть еще одна лазейка - вчера прокурор Саринвал Замари заявил о том, что Рахман - просто сумасшедший и, следовательно, не может отвечать перед судом.
23.03.2006
|