О.Атахан: Кому нужен нестабильный Иран?.. Иранские азербайджанцы против "революций" 15:53 24.03.2006
Недавно состоялся Второй конгресс азербайджанцев мира, на котором незрелыми политическими силами вновь был провозглашен лозунг отделения так называемого Южного Азербайджана и присоединения его к так называемому Северному Азербайджану.
Более двух десятков лет я, человек, который непосредственно через родителей моей матери связан с Тебризской и Ардебильской землей, с детства воспринимающий "иранский вопрос" как самый болезненный для нашего рода, нашей семьи и лично для себя, досконально изучивший всю подоплеку этого вопроса и лучше кого бы то ни было среди более 50 миллионов азербайджанцев знающий, где в этом вопросе истина и всесторонняя выгода моей арской (азербайджанско-тюркской) нации; пытался и пытаюсь объяснить людям, недалеким как от политики, так и от истории своей нации, что позиция, озвученная в свое время иранскими революционерами, а затем иранскими коммунистами, их руководителем Пишавари, имевшая хождение и среди местной интеллигенции, на самом деле исходит из враждебной для нашей нации идеи, служащей забвению нашей древнейшей истории и уничтожению наших корней. Эта идея, которая на самом деле имеет крайне древнюю историю, в новейшее время уходит своими корнями в кабинеты и умы политиков и ученых от могущественных империй, поставивших перед собой и осуществляющих чуть ли не с конца XIX - начала XX веков цель передела мира.
В свое время, будучи маленьким мальчиком, я вслед за окружающими меня взрослыми сокрушался поражению иранских коммунистов и разгрому "Южной Азербайджанской Республики" и жил местью. Но став постарше и глубоко вникнув в суть вопроса, понял, что создание подобной республики и отделение ее от Ирана было преступлением, преступным недомыслием против истории, настоящего и будущего арской (азербайджанско-тюркской) нации, и тогда, как бы это кощунственно не прозвучало перед памятью погибших моих соплеменников в те годы, я ощутил счастье от того, что тогда в 1946 году эта преступная авантюра была предотвращена, иначе для арской (азербайджанско-тюркской) нации произошла бы настоящая историческая катастрофа.
Поэтому когда сегодня посол Ирана в Азербайджана, сын моей нации Афшар Сулеймани, дает резкую отповедь неразумным, незрелым, политически неграмотным азербайджанцам, я понимаю, что он в тысячу раз больше азербайджанец, чем эти авантюристы. И в этой связи я вспомнил свою статью, которую написал в 1996 году в ответ на вредную пропаганду тогдашних фронтистов.
>Иран всегда был и остается лакомым куском для всевозможных геополитических "пожирателей", которые, прекрасно понимая, что "проглотить" его целиком очень трудно, а, вероятнее всего, и невозможно, давно уже пытаются расчленить данную страну на отдельные лакомые кусочки и проглотить их каждый порознь. Вначале они пытались сделать это с помощью иранских революционеров. Не получилось. Затем это же делалось в опоре на иранских коммунистов. Опять не получилось. После этого поставить на колени и разрушить Иран пытались уже с помощью исламских революционеров. Вновь не получилось. Сегодня эти же задачи пытаются решить с помощью узколобых сепаратистов, выступающих за независимость Южного Азербайджана. Не должно получиться! Возникает вопрос: "Кто и что за всем этим стоит? На чью мельницу льют воду те люди, которые считают себя "патриотами" и "политическими борцами" за "независимость" так называемого Южного Азербайджана от Ирана?"
А происходит это по очень простой причине: никому не нужен цивилизованный, процветающий, стабильный Восток, и в частности Иран. Пример Японии, Кореи, а теперь и Китая уже всем показал, что восточная страна в течение минимального срока при благоприятном стечении обстоятельств может достичь такой высоты, на которую многие другие страны взбирались веками, и стать таким конкурентом, прежде всего в экономической области, с которым очень трудно, а порой и невозможно совладать. В этом смысле, точно так же никому не нужен процветающий Иран, цивилизованный и стабильный. Таким он не нужен мировым клановым объединениям, но в равной степени таким он не нужен и своим, внутрииранским политическим кланам, которые в мутной воде пытаются поймать самую большую рыбу.
При шахском режиме эти силы как внешние, так и внутренние всячески приветствовали исламистов и помогали им в надежде, что те развалят, разрушат Иран. Нo они просчитались. После всевозможных эксцессов, трагедий и жертв, без которых не обходится ни одна революция, сейчас в Иране наступила достаточная стабильность, экономическая, политическая и т.д. И в этих условиях призывать к радикализму, экстремизму, сепаратизму - это значит нарушать наступившее стабильное, хоть и медленное, но поступательное, целенаправленное, неизбежное движение в сторону процветающего демократического Ирана; это значит наносить удар в спину всем народам, проживающим в Иране, и прежде всего арам (азербайджанцам), составляющим половину всего населения данного государства и являющимся аборигенами - исконными жителями этой древнейшей страны.
Да, безусловно, и вчера, и сегодня по отношению к арам (азербайджанцам) в Иране существуют определенные дискриминационные условия, единственным корнем которых является отсутствие полной свободы для употребления, использования и развития азербайджанского (арско-тюркского) языка. Но, во-первых, ведь надо понимать, кому и чему и вчера, и сегодня были выгодны эти дискриминации: Иранскому государству? Нет. Иранскому народу? Нет. Благополучию и процветанию Ирана, его стабильному будущему? Нет. Так кому же? Видимо, лишь некоторым политическим кланам как в самом Иране, для которых корыстные интересы выше государственных, так и за пределами Ирана, тем, которые выполняют определенные установки общемировых геополитических кланов. Кому выгодно, чтобы Иран, который является исконной землей, родиной и государством азербайджанцев (аров-тюрков), распался, разделился на мелкие осколки и все азербайджанцы собрались на одном из таких осколков, составляющем 1/20 часть общей площади Ирана и называемом Южный Азербайджан? Нужно ли это самим азербайджанцам? И если нужно, то какой части этих азербайджанцев и почему? Желать этого могут или очень глупые, недалекие люди, или же враги своей же нации. Третьего не дано. А во-вторых, ведь если быть до конца честным, то надо же признать, что за последние годы кое-что в этом вопросе изменилось к лучшему, появились некие послабления, возникла некая тенденция, хоть и очень слабая, но ведь в сторону прогресса. Так кому же выгодно приостановить эту тенденцию, дискредитировав мотивы требований азербайджанцев культурной свободы своему национальному языку? Кому выгодно эти требования связать с "азербайджанским, тюркским сепаратизмом"? Всем, но только не самим азербайджанцам, не их друзьям, не их доброжелателям. Всем, но только не самим иранцам, не друзьям, не доброжелателям Ирана, не тем, кто хотел бы видеть его единым, мощным, процветающим, демократичным государством.
Да, сегодня азербайджанцам в Иране нужны детские учреждения, школы, средние специальные и высшие учебные заведения, где бы обучение велось на азербайджанском (арско-тюркском) языке, и кстати, все это нужно не только в рамках тех искусственно определенных мировыми геополитиками границ так называемого Южного Азербайджана, а в масштабах всего Ирана, везде, где есть азербайджанцы и где в этом есть потребность. Так, неужели для осуществления этого необходимо расколоть Иран и отделиться, обособиться так называемому Южному Азербайджану?..
Требования свободы азербайджанскому (арско-тюркскому) языку не должны заменяться на сепаратистские требования отделения так называемого Южного Азербайджана от Ирана. Подобная провокация, направленная против всех аров, живущих по обе стороны Араза, во-первых, может привести к очередным огромным человеческим жертвам среди азербайджанцев, а во-вторых, ко всем историческим несправедливостям и преступлениям против азербайджанской нации, добавить окончательную роковую несправедливость, которая в итоге способна поставить под сомнение жизнеспособность данной нации.
В свое время эту идею всячески поддерживали определенные круги в Советском Союзе, которые за счет так называемого Южного Азербайджана хотели расширить владения тоталитарного государства. И с этой целью шла моральная и материальная поддержка тех наивных, простодушных патриотов-азербайджанцев, которые против притеснений своего культурно-языкового развития не видели никакого другого выхода, как бороться за отделение так называемого Южного Азербайджана от Ирана, тех самых патриотов-революционеров, которые пытались и пытаются уподобиться тому врачу, который для того, чтобы излечить больного от головной боли, предлагает отрубить ему голову.
Сегодня иранским азербайджанцам не нужно никаких революций, отделений, потрясений; >единственное, что сегодня им нужно, это просвещение, культурное, историческое, языковое просвещение, и для этого не нужно никаких потрясений, наоборот - нужна стабильность Ирана, политическая, экономическая и т.д.
Иран - это исконная земля и исконное государство аров (азербайджанцев-тюрок). Не отделяться нам надо, а надо думать о том, каким образом и как объединиться, объединиться в прежних (как минимум начала XIX века) рамках-границах, думать о тех предпосылках и условиях, при которых это может стать возможным. Не отделение так называемого Южного Азербайджана от Ирана, а лишь прогнозируемое, будущее объединение северо-западного и северо-восточного Азербайджана вновь с Ираном является залогом окончательного становления арской (азербайджанско-тюркской) нации, единственным ключом к будущему процветанию и величию этой нации. Все остальное - от лукавого и от служителей лукавого. И прежде всего это должны понимать сами азербайджанцы, живущие по ту и другую сторону Араза, от моря до моря, с севера на юг.
Октай АТАХАН, лидер Гуманистической партии, ancor@bakinter.net
|