КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 27.03.2006
23:59  В Казахстане образовано министерство туризма и спорта во главе с Т.Досмуханбетовым
23:52  Задул печь. Россиянин В.Столповских угробил Майлуу–Сууйский электроламповый завод Киргизии
23:43  Пестицидные бульки. Россия наложила запрет на ввоз грузинских и молдавских вин
22:25  Умер великий фантаст Станислав Лем
21:20  Е.Урлаева: СП "Зерафшан-Ньюмонт" незаконно применяет в Узбекистане запрешенные жидкие цианиды
20:34  Демонстрация в Алма-Ате. Заявление Социалистического Сопротивления Казахстана
14:39  Афганский облом. Американцы предпочитают идти в бой за спинами афганской армии (репортаж с мест)

12:29  Президент И.Каримов, своим указом, стимулирует приусадебное животноводство
11:47  А.Асроров: Лед тронулся. К итогам узбекско-казахстанского диалога на высшем уровне. Ч. 1-я
11:13  В Алма-Ате сооружают памятник 4-м "битлам". П.Маккартни обещает быть на открытии
10:40  А.Тулекбаева: Вода – продукт стратегический. Как по-честному поделить Сырдарью
10:35  Л.Жолмухамедова: Мы - не рабы и не... мародеры. О КирРеволюции после революции.
10:31  Узбекистан хочет построить в Алимкенте подземное газохранилище на 600 млн кубов
10:22  С.Дунаев: Россия снова спасает врагов. Сколько еще можно ошибаться с СНГ?
10:20  ОПЧУ > Принудительное помещение людей в психушку - обычное дело в Узбекистане
10:19  А.Таксанов: Сапер для ЦентрАзии. У мин нет друзей и товарищей...
10:08  Д.Фурман: Холодная война без слов. Демократический камуфляж мешает России адекватно формулировать свою реальную политику в СНГ
09:42  М.Чарыева: "Дяденьки, оставьте нас в покое". Туркмении не нужны учителя демократии
09:19  А.Матвеев: Узбекистан признал себя евразийским государством
09:07  А.Г.Бабич: Сапармуразм крепчает… "Рухгюн" подкрался незаметно (памфлет)
09:05  Д.Сатпаев: Эффект присутствия. Возвращение России в ЦентрАзию активизировало "большую игру" за регион
08:58  А.Гончарук (АФК "Система"): "В Киргизии мы столкнулись с чистым рейдерством"
08:50  Двоечник. Washington Times обвиняет Путина в плагиате кандидатской диссертации у американских профессоров
08:44  Американцы закладывают в Алма-Ате первый в СНГ жилой небоскреб в 38 этажей
08:27  Туркмения и Украина снова договорились по газу - $88 млн "налом"
08:16  Сказка Поднебесья. Россия подталкивает Европу к конкуренции с Китаем за газ
08:12  Новый скандал. CША и Европа заготовили секретный ультиматум Ирану
07:35  Афганский христианин отказывается сменить веру и считать себя сумасшедшим
07:32  Коммунистка, воровка и клоун. В Бишкекском театре "Тунгуч" поставили спектакль про "революцию"
07:11  В.Литовкин: ОДКБ прикрывает cпину НАТО. Таджикистану помогают... в растопырку
06:16  И.Панарин: На Украине фальсифицируют порядка 6 млн голосов
04:03  Ташкент. Судисполнители второй раз избивают инвалида Людмилу Еременко
02:19  Возобновил свою работу веб-сайт "Новой газеты", г. Каракол Иссык-Кульской области
00:58  А.Турабов: Паталогия в прессе Узбекистана. Ответ Г.Мирзаеву
00:48  К.Казакпаев: Правда ли, что "ушу" китайцы украли у казахов?
00:18  Д.Худоназаров: "Почти каждый день самолет Москва-Душанбе несет на борту гроб с телом мигранта"
Воскресенье, 26.03.2006
23:03  Кыргызстанский бизнесмен Воробьев утверждает, что книгу Князева про "революцию 24 марта" написал... А.Акаев
22:23  Еxit polls Украинских выборов: партия Ющенко провалилась на 4-е место!
21:33  Совет Безопасности ООН продлил мандат Миссии ООН по содействию Афганистану
14:57  Путь изоляционизма станет гибельным для Узбекистана. "Эзгулик" против выдворения миссии УВКБ ООН
12:33  RFI: Россия спасет Китай? Атмосфера на рынке энергоносителей в Азии накалена до предела
12:16  Ющенко отправил в Ашхабад нового газового переговорщика - Попадюку
11:32  Заявление редакции TRIBUNE-uz. Журналист В.Ляганов у нас не работает
11:25  Wall Street Journal: Дружелюбный медведь, привлекательный дракон... загонят США в угол
11:18  Туркменбаши предлагает установить фиксированную плату за мобильную связь - $10 в год
10:44  Казахстан хочет наладить серийный выпуск мини-вертолетов двойного назначения "Актай" и "Ансат"
10:30  Киргизские милиционеры не вымогают у узбеков. Ферганские юристы опровергают российский Regnum
10:18  А.Болотбеков: Посол США инспектирует южные регионы Киргизии и открывает новые НПО
10:12  Я.Норбутаев: Кто пишет правду об Узбекистане. В защиту лорда Паттена
10:09  Г.Мирзаев: Не рассказывайте байки, господин Лорд! Ответ на статью "Как спасти Среднюю Азию от нестабильности в Узбекистане"
09:21  Укороченный джильбаб. Арабские женщины опробовали новую спортивную форму для мусульманок
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
К.Казакпаев: Правда ли, что "ушу" китайцы украли у казахов?
00:48 27.03.2006

Исторические концепции как база для заявления территориальных претензий к Казахстану

Из всех народов и народностей, чье прошлое было, так или иначе, связано с Великой степью, у казахов самая загадочная история. Очень она загадочна в том смысле, что знакомство с ее общепринятым к настоящему времени изложением не столько дает сколько-нибудь целостное представление, сколько порождает массу вопросов.

Но до сих пор даже наименее сведущий любитель прошлого легко может загнать в тупик своими вопросами на данную тему самых авторитетных светил казаховедения. Откуда взялся этноним "казахи" и что общего у него с этнонимом "казаки"? Каковы момент и обстоятельства возникновения казахских жузов? В период монгольского нашествия предки казахов героически защищали Отрар или геройски штурмовали его? Таких вопросов много. И до настоящего времени нет вразумительных ответов на них. Более того, сами специалисты по казахской истории признают, что эти вопросы остаются открытыми. Мало того, с течением их ряды не уменьшаются, а, наоборот, даже увеличиваются.

>Китайцы считают, предками казахов были племена "ушу" (wushu tribes)
Некоторое несколько лет тому назад на страницах газеты "Доживем до понедельника" ее автор Шах-Мурат КУАНГАНОВ выступил со статьей с таким примечательным заголовком "У ШУ китайцы украли у казахов!" (рубрика "Популярная история", №44, 2002 г.). Там он пишет так: "Древние считали, что шумовые инструменты обладают мифической силой. Отдельно "у" на тюркском означает яд, отрава, "шу" - шум, тогда "у шу" будет означать ядовитый, отравляющий шум. Таким это слово вошло в литературный сегодняшний язык казахов (тюрков). Вид спортивного единоборства ушу, также включающий шумовые эффекты, был заимствован китайцами у кочевников".

Но украсть – это втихую забрать и присвоить, а потом выдавать по прошествии времени за свое собственное. Но попытка же проверить правомерность этой версии посредством обращения к китайским источникам не столько проясняет ситуация, сколько порождает еще больше вопросов. Другими словами – тем паче запутывает ситуацию.
Потому что тамошняя историческая науки считает казахов потомками древних племен как раз под названием "ушу" (Wushu tribes). По ее данным, их прародина находится в районе прохода (коридора) Хекси к западу от Желтой реки, на территории провинции Ганьсу ("Chinese Nationalities. Kazakh Minority" paulnoll.com). Кстати сказать, в тех же местах находятся пещеры Дуньхуан с их обнаруженными в начале XX века богатейшими историческими памятниками. А рядом - Юйшу-Тибетский автономный округ.
"Юйшу" - это то же самое, что "ушу" или "wushu". Но то, насколько все это могло бы иметь отношение к истории казахов, по эту сторону границ, отделяющих синосферу (китайской сферы) от пространства евросферы или, иными словами, Китай от бывшего СССР и нынешнего СНГ, мало кого, видимо, интересует. А вопрос, тем не менее, остается.

Армяне утверждают, что в Закавказье казахи появились в XVI веке
А вот еще один вопрос. В актуальном плане он в большей степени относится не к казахстанской или центрально-азиатской, а к закавказской реальности. Если быть точней – к армяно-азербайджанским отношениям. Армянская версия возникновения на территории Азербайджана Казахского района выглядит так: "В XVI веке персидские шахи с целью обезопасить свои тылы от часто восстававших христианских народов, армян и грузин, поселили на армянских пастбищах племена казахов и шамшадинских татар, и бывшие армянские провинции стали называться согласно их названиям" ("Republic of Armenia, Tavush Region, History", tavush.am/history). Речь в данном случае не только о названном районе, а об достаточно обширном регионе в Закавказье. В настоящее время его пределы включают в себя Казахский район Азербайджана и Тавушский марз Армении.

Академическая историческая наука никак не комментирует такие данные. Она просто игнорирует их постольку, поскольку они не укладываются в канву русско-европейской концепции казахской истории. Но другой ее такой концепции, которая бы принималась всерьез к рассмотрению учеными кругами России и современного Запада нет. Поэтому даже самые серьезные и признанные в международной научной среде казахские историки продолжают оценивать и реконструировать прошлое казахов в русле его видения из Москвы и прочих мест евроцентристского видения истории Великой степи.

По этой единственной признанной почти всеми, кроме некоторых собственно казахских ученых, концепции нет никакой нужды принимать к вниманию и рассмотрению представления самих казахов о своем прошлом, сохранившихся в их памяти определенным образом исторических лиц и событий, их багаж знаний в виде фольклора и т.п. Более того, те, кто руководствуется ею, игнорируют и те разрозненные данные из самых разных источников, которые указывают на длительное пребывание казахов в разных концах Евразии за пределами территории современного Казахстана.

Эти люди говорят о нас, слушая только себя
Но при этом они же не упускают случая заявить, что в той или иной его части сами казахи появились после славян или, иными словами, оседлого европейского населения. Таким образом, эта концепция и жесткое настаивание на том, чтобы те, кто выходит за ее рамки в своих исследованиях по истории казахов, не признавались серьезными учеными, по сути дела, являются базой для заявления территориальных претензий к Казахстану. То это - вовсе не безобидная вещь. Люди, говоря о нас и о нашей истории, слушают только себя. От нас же они берут только то, что соответствует их представлениям о себе.

Вот, к примеру, почти 80 лет тому назад писал М.Тынышбаев, автор едва ли не самого первого всеобъемлющего труда по казахской истории, написанного казахом же: "У нас до сих пор почти совершенно отсутствует серьезная популярно изложенная и по содержанию отвечающая своему названию литература по изучению прошлого казахов. Большинство из тех немногих исследований, если не считать работу Вельяминова-Зернова, Левшина и отчасти академика Бартольда, Аристова, являются архивным материалом, повторением и успешным исковерканием напечатанной прежде "истории казахов". Единственным и главным достоинством их являлась тенденциозность, дух противоречия, обслуживание и обоснование преступной политики царизма". [/B]("История киргиз-казакского народа", 30.05.1925 г.).

Он надеялся, что в дальнейшем сложится иное отношение к истории казахов. Поэтому, видимо, и взялся за такой труд, хотя по своей профессии являлся инженером-железнодорожником… Сейчас по прошествии восьми десятилетий можно заключить, что надежды на такие перемены оказалась иллюзорны. Не стало не только царского режима, но и пришедшей ему взамен советской власти. Казахстан 15-й год существует как независимое государство. А Россия столько же – как демократическое федеративное государство. А воз, так сказать, поныне там.

Особенно огорчительно с точки зрения интересов задачи, предполагающей изучение той части истории казахов, которая связана с Южно-Русскими степями. Там, как известно, обширные тучные пастбища и едва ли не самый лучший в мире чернозем. Так вот, согласно современной российской исторической концепции, эти земли пустовали до тех пор, пока их не стали осваивать люди русско-славянского происхождения. Правда, в последнее время в той же России появились такие авторы, которую пытаются сокрушить ее. То есть - ту самую концепцию.

Г.В.Носовский и А.Т.Фоменко полагают, что Казахстан - это казачья область
Поговорим о казацко-казахской версии Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко. В современной российской научной и общественно-политической среде у этих авторов скандальная известность. Но их суждения конкретно о казахах вовсе не лишены здравого смысла. Возьмем, к примеру, такой пассаж: "В 1605 году на Руси началась Великая смута. В 1613 году произошел резкий перелом русской истории - на престол взошла "западническая" династия РомановыхЗахарьиных-Юрьевых Они-то и написали "вчерне" современную нам версию русской истории - при царе Михаиле и патриархе Филарете, а может быть, и позже… При Романовых-Захарьиных-Юрьевых была изгнана казачья Орда из пределов Московского государства, что и знаменовало конец старой русской династии Остатки неподчинившихся войск древней империи = Орды были оттеснены от центра Московского княжества В результате сегодня мы видим исконно казачьи области не в центре России, а вдали от него Все эти казачьи регионы - наследие древней русской-монгольской Орды. Например, Казахстан - это просто Казак-Стан, то есть казачья область (казачья стоянка, стан)" ("Кто и когда исказил истинную картину русской истории?

Романовы-Захарьины-Юрьевы и их роль в отечественном летописании"). Обратим внимание на места из этой цитаты, где говорится о "казачьих областях", которые находились раньше в "центре России", в "центре Московского княжества".

В статье под названием "Казахский след в Чечне и на Северном Кавказе" , опубликованной здесь, на сайте "Диалог", на прошлой неделе, мы говорили, помимо прочего, о татарах Мещеры, этого края, расположенного между реками Клязьма, Москва, Ока и Судогда, то есть в самом сердце России, которые имеют куда больше общего с казахами, чем с казанскими татарами. Эти мещеряки потом почему частью удалились на Дон и стали основой для формирования Донского казачества. Частью – они остались на прежнем месте обитания и постепенно ассимилировались с местным населением русско-славянского и финско-угорского происхождения. Но обычаи, удивительно схожие с казахскими в их среде живы до сих пор. Вот всего лишь одно свидетельство: "У нас, татар-мишар, родственные чувства очень сильны. Мишары знают своих потомков в семи поколениях" (Загфяр ФАХРУТДИНОВ "Материнский наказ", "Республика Татарстан" № 226-227, 14 ноября 2002 г.)...

Описанная выше цепь событий, которая, кстати, подтверждается историческими фактами, вполне укладывается в канву версии Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко о казаках и казахах. Казахи уже в давние времена были явно хорошо известны не только в Китае или, скажем, в Закавказье, но и также в тех областях, которые принято считать исконно российскими или русско-славянскими. Но официальная историография этого не признает. Из-за такого непризнания даже в самых солидных академических трудах появляются казусы, вызывающие, по меньшей мере, изрядное недоумение. К примеру, в статье о ногайцах из энциклопедического издания "Народы России" (гл. редактор В. А. Тишков, М.1994 г.) говорится так: каз"Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и др. песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Крпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары)". И козе, как говорится, понятно, что здесь "къазакъ йырлары" – это "&*1179;аза&*1179; жырлары" или казахские эпосы. Но российская научная и общественно-политическая мысль с такой реальностью никак не хочет считаться. Поэтому "къазакъ йырлары" превращаются в "казацкие песни". Так что то, что и козе понятно, российской академической науке и в голову не приходит…

23.03.2006

Источник - dialog.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1143406080
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек
- Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне
- Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева
- Кадровые перестановки
- Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев
- Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского
- В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире"
- Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только)
- О введении предельных цен на социально значимые продтовары
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх