А.Г.Бабич: Сапармуразм крепчает… "Рухгюн" подкрался незаметно (памфлет) 09:07 27.03.2006
"Тот, кто трижды прочтет "Рухнаму", станет умным, поймет природу, законы, человеческие ценности. И после этого он попадет прямо в Рай. Когда я закончил писать первую и вторую книги "Рухнама", я попросил Аллаха о том, чтобы тот, кто сможет эту книгу прочитать трижды, у себя дома, вслух, час на рассвете, час вечером, чтобы он сразу попадал в Рай". С. Ниязов
Чтобы попасть в Рай, надо трижды прочесть "Рухнаму". Такой рецепт выдал президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Казалось бы, комментарии излишни. >Авторитаризм, плавно перетекающий в манию величия и обратно, – это предмет изучения специалистов, скажем прямо, узкого профиля. Но в словах туркменского правителя скрыто столько глубоких фабул, что обойти вниманием их очень сложно.
Во-первых, поистине всемирно известная работа туркменского президента "Рухнама", переведенная на 30 языков и издаваемая миллионными тиражами, изучаемая в каждой туркменской школе, лежащая на книжной полке каждого туркменского дома, среднестатистическим туркменом уже не может быть непрочитанной при всем желании. И поскольку известно, что часть представителей туркменского народа, будучи мусульманами, попадет в Рай, то в словах президента есть некая доля истины.
Во-вторых, еще одна доля истины заключается в том, что чтение "Рухнамы" туркменский президент неразрывно связывает с духовным совершенствованием. А это косвенно наводит на мысль, что духовное совершенствование приближает мусульманина к Раю. Даже если для такой кропотливой работы выделен лишь один день в неделю – суббота, переименованная в "рухгюн" ("духовный день"), это гораздо приятнее, чем ограничиваться только мусульманской пятницей.
В-третьих, президент признался, что, написав вторую часть "Рухнамы", он обратился к Аллаху с весьма нетривиальной просьбой: чтобы "тот, кто сможет эту книгу прочитать трижды, у себя дома, вслух, час на рассвете, час вечером", попадал в Рай. Таким образом, Сапармурат Ниязов намекнул жителям своего государства на важность совершения утреннего и вечернего намаза, остальные подразумевая как сами собой разумеющиеся.
На рассвете и вечером мусульманин посвящает время молитве, так же как в полдень, после полудня и ночью. И нет ничего удивительного, что "духовную пищу" в виде "Рухнамы" С. Ниязов предлагает соотечественникам вкусить именно в это время, конечно же, в совокупности с другой духовной литературой.
В-четвертых, в своем дуа Сапармурат Ниязов сделал важный акцент: чтобы прочитавший его труд три раза "сразу попадал в Рай". Разумеется, маловероятно, что читатель "Рухнамы" попадет в Рай тут же, как перелистнет последнюю страницу трижды прочитанной книги.
По всей видимости, Туркменбаши надеется настолько воодушевить читателей, что те будут стремиться умереть шахидами – отстаивая исламскую веру и исламскую справедливость. Как известно из хадисов, именно шахиды войдут в Рай без опроса, то есть, как фигурально выразился Ниязов, "сразу".
Наконец, президент Туркмении отметил, что "тот, кто трижды прочтет "Рухнаму", станет умным, поймет природу, законы, человеческие ценности" и только после этого попадет в Рай. А это означает, что без усвоения коранических истин в Рай попасть невозможно.
Ведь истинное понимание "природы и законов" лежит в плоскости исламского вероучения: природа есть результат сотворения Единым Богом, а законы – Шариат – призваны регулировать человеческую жизнь в соответствии с принципами справедливости, заложенными в Коране и Сунне Пророка Мухаммада (мир ему). Признавая Единого Бога и Пророка Мухаммада (мир ему), человек становится мусульманином, чем открывает для себя путь в Рай.
Единственное, что пока остается загадкой, – это принцип троекратного прочтения "Рухнамы". Вряд ли число прочтений здесь имеет некий магический смысл. Скорей всего, Туркменбаши просто подразумевал, что не всем понимание истины, постигнутой им, дается с первого раза.
Айша Галина Бабич
|