Рrognosis > Богатства Азии Западу не достанутся. Туркменбаши поворачивает трубы 09:01 06.04.2006
Вслед за российским президентом Владимиром Путиным в Китай с "газовым" предложением приехал Туркменбаши. Вчера Сапармурат Ниязов и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали рамочный договор о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Подробности достигнутых соглашений стороны вчера не разглашали, однако перед визитом в интервью агентству Синьхуа Турменбаши заявил, что готов ежегодно "поставлять Китаю 30-40 млрд кубометров туркменского газа". "Месторождения у нас известны, кладовые наши богаты, - сказал он. - Сотрудничество в нефтегазовой отрасли будет строиться на основе создания совместного предприятия или раздела продукции".
Как сообщил Интерфакс со ссылкой на близкий к переговорам источник, Ху Цзиньтао и Сапармурат Ниязов подписали вчера генеральное соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай и о поставках туркменского газа. Одновременно соответствующий документ о деталях строительства газопровода был подписан министерством нефти, газа и минеральных ресурсов Туркмении и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
>Фактически Пекин применил по отношению к Москве тот же тактический прием, который российская сторона ранее провела к европейцам. Две недели назад меморандум о поставках российского газа подписали "Газпром" и CNPC. Произошло это во время официального визита Владимира Путина в Китай. Тогда президент России сам озвучил некоторые детали соглашения: поставки газа на уровне 60-80 млрд кубометров в год по двум маршрутам - из Западной и Восточной Сибири. Согласие "Газпрома" поставлять в Поднебесную до 40 млрд кубометров именно западносибирского газа, который был традиционным гарантом энергетической безопасности для Европы глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко назвал диверсификацией экспорта, иными словами, желанием организовать конкуренцию за ресурсы между европейцами и китайцами. При этом в Евросоюзе уже осознают, что дефицит доступных углеводородов вполне реален.
Теперь в ситуацию, аналогичную той, в которой оказались европейские страны, попал сам "Газпром". Дело в том, что в 2003 году Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подписали эпохальное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере на 25 лет. Со следующего года "Газпром" должен получить от Туркмении 60 млрд кубометров газа, а с 2009-го ежегодно закупать не менее 80 млрд кубометров. У российских экспертов существуют большие сомнения в том, что Ашхабад сможет добывать даже такой объем, учитывая обязательства перед Ираном по поставке 8-10 млрд кубометров в год и необходимость обеспечить внутреннее потребление. Не говоря уже дополнительных 30-40 млрд кубометров для Китая. Поэтому получается, что Туркменбаши пообещал Ху Цзиньтао газ, де-факто предназначенный "Газпрому".
Очевидно, что вчерашние договоренности Сапармурата Ниязова и Ху Цзиньтао о строительстве газопровода в Китай заставят российский концерн быть более сговорчивым на переговорах о цене туркменского газа на следующий год. Кроме того, наличие туркменской альтернативы добавит козырь и CNPC на предстоящих коммерческих переговорах о купле-продаже российского газа в Поднебесную.
***
А президенты Узбекистана Ислам Каримов и Южной Кореи Ро Му Хен на днгях подписали стратегический договор между двумя странами. Узбекский лидер назвал это событие историческим и заявил, что "в лице Южной Кореи мы обрели не просто стратегического партнера, а опору, которая позволит решать вопросы не только двусторонних отношений". Каримов напомнил, что в республике уже создано и действует 138 совместных узбекско-корейских предприятий, в том числе автозавод "UzDaewoo". Тем не менее стратегический договор предусматривает развитие отношений в политической, экономической, гуманитарной и научной сферах. Уже в ближайшее время Южная Корея намерена инвестировать в Узбекистан 1,8 млрд. долларов.
По словам пресс-секретаря президента Южной Кореи Ким Ман-су, Корея намерена подписать соглашения по вопросам совместной добычи на территории Узбекистана золота, цинка и урана. Но большинство договоров будут касаться проектов в нефтегазовой и нефтехимической отраслях. Как сообщает корейская "Korea Herald", Корейская национальная нефтяная корпорация (KNOC) получила эксклюзивное право на разработку и добычу нефти и газа на двух узбекских месторождениях Чуст-Пап и Наманган-Терачи в Ферганской долине.
Подобные договоры Узбекистан подписал с рядом других азиатских стран. В ноябре прошлого года был подписан "беспрецедентный" договор о союзничестве между Ташкентом и Москвой. Параллельно Ислам Каримов делает ставку и на расширение связей с Китаем, которое позволит ему уравновесить возросшее влияние Москвы. Кроме того, узбекский лидер ищет поддержки в Казахстане и в других, менее значимых странах Центральной Азии.
Такой разворот на восток стал явным следствием экономического бойкота, объявленного Узбекистану Западом после событий в Андижане. На днях к этому бойкоту присоединился и Всемирный банк (ВБ). Глава представительства этой организации в Ташкенте Мартин Райзер заявил, что ВБ прекратит предоставлять новые займы Узбекистану. Райзер дал понять, что банк не уверен в целевом использовании средств.
В правительстве Узбекистана трагедии из этого не делают, заявляя, что Ташкент всегда может получить льготные кредиты от России и Китая. В подтверждение совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил новую стратегию финансового сотрудничества с правительством Узбекистана. Как говорится в официальном сообщении представительства АБР, программа, рассчитанная на 2006–2008 годы, будет способствовать сокращению бедных слоев населения. Стратегия предусматривает выделение 100 млн. долларов в год в течение трех лет, а также по 2 млн. долларов в виде грантов технической помощи.
А после того, как Ташкент предписал Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) покинуть страну, Ислам Каримов заявил, что Узбекистан поддержит кандидатуру министра иностранных дел и внешней торговли Кореи Пан Ги Мун на пост генерального секретаря ООН.
Таким образом, избавляясь от западного влияния, Узбекистан меняет тактику в пользу региональных лидеров. Причем гарантии неприкосновенности своей власти Ислам Каримов постарается найти и в Москве, и в Пекине, и в Сеуле, и в Астане.
4.04.2006
|