И.Велизаде: Дуэль империй. У Ирана есть все чтобы претендовать на роль региональной державы 03:01 12.04.2006
Среди различных определений империй наиболее интересным с моей точки зрения является определение, данное Нейелом Фергюсоном. "Империи - утверждает он, - это государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ - для обеспечения собственных национальных интересов (экономических, политических, безопасности и так далее). Империя - обычно многонациональное государство, но оно всегда основано на главенстве одной нации". С точки зрения современной политики "империями", конечно же, без того негативного подтекста, который обычно вкладывается в это определение, можно считать полиэтнические государства, претендующие на то, чтобы играть особую роль в мировой политике, и пытающиеся позиционировать себя в качестве носителей исключительных идей, являющихся благом для окружающих. В этом смысле, по крайней мере двух наших соседей Россию и Иран можно считать империями.
Существует и третья, глобальная империя - США, которая старается не уступать ни одной из существующих в современном мире империй ни по силе, ни по влиянию, даже в тех частях планеты, которые находятся в тысячах километрах от североамериканского региона. Все указанные империи пропагандируют и пытаются распространить за пределы своих территорий как минимум три идеологии: США - глобальную демократическую доктрину, Россия - идею евразийства, Иран - политический шиизм.
Рост мировых цен на нефть, а также ряд внешнеполитических ошибок американской политики на Ближнем Востоке, среди которых явные неудачи, связанные со стабилизацией обстановки в Ираке и победа ХАМАС на выборах в Палестине, пошатнули авторитет американской администрации в регионе и, напротив, привели к значительному усилению позиций России и Ирана. Если США загнали себя в рамки, которые не оставляют им достаточного пространства для маневров, то у двух последних сохраняются достаточно неплохие шансы для того, чтобы заработать себе на этом очки. Так, визит руководителей ХАМАС в Москву для "политических консультаций", а также стабильно развивающиеся отношения Кремля со всеми странами региона, включая Иран и Сирию, позволяют говорить о стремительном возрождении былой роли Москвы в ближневосточных делах. Рост динамики военного сотрудничества со странами региона, наличие значительных экономических проектов ("Голубой поток", Север - Юг, энергетические проекты в Иране и Ираке и пр.) способствуют укреплению такого положения.
Россия - динамично развивающееся государство с внушительной для региональной державы экономикой. Расчеты показывают, что если темпы роста российской экономики сохранятся на теперешнем уровне, то лет через двадцать ее ВВП возрастет с нынешних 700 млрд. долларов до 3,5 трлн. долларов, т.е. сравнится с уровнем Германии через те же 20 лет.
Не одно поколение российских политиков выросло на догматическом постулате о геополитической уникальности и исключительной роли в мироустройстве сначала Российской империи, затем Советского Союза и, наконец, нынешней России. Даже сложные во всех отношениях 90-е годы прошлого столетия не смогли уничтожить рецидивы подобного мышления. Ожидать, что Россия будет довольствоваться своим нынешним положением на международной арене, вряд ли остается.
Теперь что касается Ирана. У него есть все, чтобы претендовать на роль региональной державы. Страна очень выгодно расположена между Персидским заливом и Каспийским морем, между Месопотамией и Южной Азией, Кавказом и Средней Азией. Иран контролирует и стратегический Ормузский пролив, через который идет 90% экспорта нефти из Персидского залива. С населением 68 млн. человек Иран является крупнейшей страной региона, территориально уступая лишь Саудовской Аравии. В Иране есть крупные национальные общины - азербайджанцы, курды, арабы, белуджи, через которые Тегеран может контактировать с соседними странами. Иран контролирует вторые по величине в мире запасы природного газа и четвертые - нефти. Его экономика наиболее диверсифицированная среди всех стран региона. Иранский ВВП по паритету покупательной способности оценивается в 552 млрд. долларов (20-е место в мире). К 2020 году, по прогнозу Economist Intelligence Unit, экономика Ирана вырастет до 1,2 трлн. долларов. Иран тоже считает себя вправе претендовать на повышение своего статуса в мировой политике. Вот почему ядерная программа Ирана является столь важной для политического истеблишмента этой страны.
Сегодня становится очевидным, что без развития ядерных технологий страна не может претендовать на роль современного государства-лидера. >Иранцы прекрасно понимают, что если они лишатся права на ядерную программу, то очень быстро могут скатиться на уровень слаборазвитых государств. Тогда они не смогут претендовать на роль ведущей державы на Ближнем и Среднем Востоке. Не в этом ли кроется настойчивое нежелание западных стран, и в первую очередь США, закрыть ядерную программу этого государства. Не дать ему изменить свой статус в мировой политике.
Характерно, что обогащение урана - законное право каждого члена МАГАТЭ. Ни одна из норм международного права не запрещает Ирану развивать свою ядерную программу. Упорство США, подогреваемое в последнее время антизападной риторикой иранского руководства, - единственная причина конфликта. В то же время и в этом вопросе США демонстрируют политику двойных стандартов. Так, совсем недавно Вашингтон подписал соглашение о ядерном сотрудничестве с Индией, которая даже не является членом МАГАТЭ. Этим американцы лишний раз продемонстрировали, что режим нераспространения их мало волнует: они преследуют конкретные политические цели.
Россия - давний соперник США в регионе - перехватила инициативу, став посредником между Западом и Ираном, и предложила свой вариант развития ситуации - создать на своей территории российско-иранское СП по обогащению урана. Переговоры идут негладко, но они идут. И на данной стадии процесс переговоров уже сам по себе является результатом, потому что устраивает фактом своего проведения как Иран, так и Запад.
Что будет дальше - покажет время. Ситуация интересна еще и тем, что все происходит в непосредственной близости от наших границ. Азербайджан заинтересован в мире и стабильности в регионе. Мир и стабильность возможны, если все государства региона будут благополучно преодолевать те политические риски, которые возникают перед ними, и успешно развивать свои национальные хозяйства, параллельно усиливая взаимодействие между собой. Развитие ядерных технологий Ирана - длительный и сложный процесс и, по подсчетам специалистов, он растянется на десятилетия. За это время и регион, и мир в целом могут измениться до неузнаваемости, а клуб ядерных держав может пополниться за счет других стран. Станет ли мир от этого безопаснее? Впрочем, в извечной дуэли империй, сменяющих одна другую, всегда побеждали сильнейшие. А выигрыш распределялся между ее активными и пассивными участниками неравномерно. Поражение СССР в дуэли с США принесло Азербайджану независимость. Что принесет Азербайджану американо-иранская дуэль?
Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог 12.04.2006
|