Вышла книга Ж.Назаралиева "Движение масс или стихия толпы. Правда о кыргызской революции 2005" 15:18 16.04.2006
ДОКТОР НАЗАРАЛИЕВ ПОСТАВИЛ СВОЙ ДИАГНОЗ 24 МАРТА
"Движение масс или стихия толпы. Правда о кыргызской революции 2005 года" - так называется только что вышедшая книга известного доктора-нарколога Женишбека Назаралиева.
"Возьмись за перо человек со стороны, он мог бы обещать объективный рассказ. Мы умеем быть беспристрастны, когда речь идет о чужом. Но я был и остаюсь внутри политических страстей, кипящих на земле моих предков. И хотя судьба провела меня по дорогам пяти континентов, через четыре десятка стран – прикрыв глаза, я слышу, как у подножья горы озирается и издает жалобные звуки жеребенок, потерявший мать. Вьется дымок над белой юртой. В ослепительно синем небе, у снежных вершин, царственно и бесшумно кружит беркут… Это моя родина. Поэтому не могу уверять, что в записках о случившемся мне удастся быть бесстрастным. Когда болит душа - как успокоить рассудок?".
Так начинает свой рассказ о событиях годичной давности один из их авторов и ключевых фигур, обеспечивающих, по его собственному признанию, техническую сторону революции 24 марта. "Мне пришлось вложить в это чуть более 1000000 долларов. Конечно, я не Савва Морозов, но ведь и Бишкек - не охваченный революцией Петроград".
Автор, в отличие от наших политиков и политологов, не задается вопросом - революция это была или переворот, не прибегает к навязчивой идеологической риторике - и это выгодно отличает его книгу от недавно увидевших свет сборников других авторов о событиях 24 марта. Женишбек Назаралиев пропускает все через собственную душу. Такова вообще его натура: доктор - человек импульсивный, и вулканический его характер известен многим, кто когда-либо сходился с ним близко. Конечно, книга "Движение масс или стихия толпы…" - пристрастна, ведь Назаралиев в последний год правления президента Аскара Акаева стал одним из самых яростных его противников. Все мы помним его обращения "к брату кыргызу", в которых доктор открыто объявлял войну Семье, помним кадры, показанные по зарубежным телеканалам: доктор в своем рабочем кабинете, на столе лежит карабин… В этом весь Назаралиев, который во всем привык идти до конца, а в его характере и поступках причудливо сочетаются холодный расчет и откровенный пиар самого себя - с чисто мальчишеской задиристостью и стихией. Назаралиев вообще по жизни, по работе, по признанию его близких, больше слушается голоса сердца: это подкупает, это притягивает к нему. А еще он не любит и не умеет врать.
Вот и в его книге, при всей ее антиакаевской и "антисемейной" направленности нет оголтелой критики прежнего президента и его политики, что, например, отличает политстилистику большинства нынешних правителей страны (еще вчера кормившихся, так сказать, из рук экс-президента и преданно внимающих каждому его слову). Вот как Назаралиев выражает свое отношение к Акаеву: "…Подобно тому, как хромой человек судорожно опирается на костыль, так и он, цепляясь за власть, продолжал растерянно искать опору в своем окружении. К его счастью, он тогда не знал, что с его эмиграцией и отставкой многие из пригретых им чиновников скоро отвернутся от недавнего покровителя и будут торопливо соглашаться с любыми требованиями оппозиции, направленными против их патрона и его семьи, на крутом повороте им бы только удержаться в седле. Но это уже разговор не о политике. Скорее - о нравственности". Или: "Мы прощаемся не с Акаевым. А с его временем, которое осталось, хочется верить, навсегда в прошлом. И если мы хотим быть уважаемы мировым сообществом, надо самокритично осознать нашу общую вину за все, что мы безропотно позволили нашим правителям делать с нами и со страной. Мы видели коррупцию в высших эшелонах власти, когда все продается и покупается. Многим стало казаться, что честные люди на самом деле сегодня смешны, что воруют все и надо быть дураком, чтобы стоять в стороне. Из всех потерь, какие может нанести своей стране бесчестный политик на вершине власти, самая трудная вот эта – утрата доверия к самой власти, подозрительное отношение друг к другу. С этого начинается распад общества".
Это - жесткий диагноз всей властной верхушке - прошлой и, как представляется, нынешней. Сколько бы ни заверяли нас политики, что они с народом, повседневная практика, увы, опровергает их слова. Доктор Назаралиев это понимает, чувствует очень остро. Потому предлагает и свой рецепт для тех, кто сегодня на самом верху: "Я не думаю, что мы сегодня должны жить былыми обидами и сводить с кем-то счеты, пусть справедливые. Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. А нам предстоит долгая дорога".
Последняя глава книги, которая называется "России нечего опасаться", на меня лично произвела наибольшее впечатление. Потому что здесь доктор Назаралиев размышляет о кыргызско-российских отношениях (которые он считает приоритетными), о русских, которых было в Кыргызстане более миллиона, а сейчас едва насчитается половина. И вывод тут, увы, неутешительный: и прежний режим, и события 24 марта, провоцировали и провоцируют новую и новую миграцию нацменьшинств. "Когда я вижу, как на улице кто-то размахивает намалеванным на белом полотнище призывом "Долой русских!", я хочу понять, кто передо мной. Больной человек? Пешка в грязных чужих играх? Просто дурак? Как психиатру, мне известны случаи, когда в одном человеке все это сходится. >Больно наблюдать, как русские люди, в том числе мои друзья, покидают республику… Когда-нибудь, рано или поздно, каждому из нас придет горькая мысль: что мы за люди такие, если не к нам бегут, а от нас?".
…С Женишбеком Назаралиевым мы знакомы уже пару десятков лет. Про таких говорят: это человек мира. А еще можно сказать, что он - не от мира сего… И это тоже будет правда. И всякий раз Назаралиев не устает удивлять и меня лично, и всех окружающих. То он в Австралии с аборигенами возится, то с Далай-ламой о судьбах Вселенной размышляет, то Всемирную лигу против наркотиков организует, то революции устраивает… Связаться с тобой может в любую минуту и огорошить чем-то вроде: "Я сейчас прямо с Тибета: тут такая мощная энергетика - вся сила мира здесь! Слушай меня и - проникайся…".
Так и на второй-третий день после революции он мне позвонил: "Есть грандиозная идея и план: давай, приезжай: мы теперь свободны и горы с тобой свернем!". - "Жениш, но я, вообще-то, против всяких революций, исключительно - за эволюцию". "Да неважно приезжай скорее, дело есть!".
Он весь в этом. И я не сомневаюсь, что таким и останется - через двадцать, тридцать лет… Да нет, он может позвонить, скажем, завтра и – позвать на баррикады… "Чудик" - как про таких говорил Василий Шукшин. Уж и не знаю, понравится ли доктору такое определение по отношению к нему? Но я лично таким его и знаю. А еще я уверен, что именно на таких мир и держится.
Книгу Назаралиева мне принесли накануне его сотрудники: "Доктор хочет, чтобы ты первым ее прочитал, твое мнение для него очень важно". Не берусь говорить, что было 24 марта - революция или переворот, но вот то, что Женишбек Назаралиев сам - Человек-Революция, - это я знаю точно…
Ибрагим РУСТАМБЕК
|