М.Джакишев (глава "Казатомпрома"): "Мы создадим урановые СП с компаниями из Канады, Европы, Японии, Китая, Южной Кореи и США" 09:37 17.04.2006
Ядерные горизонты Казахстана На вопросы "КонтиненТа" отвечает президент Национальной атомной компании "Казатомпром" Мухтар Джакишев
Интервью Алексея Иконникова
- Уважаемый господин Джакишев! На днях вы представили президенту Казахстана Концепцию развития НАК "Казатомпром". Пожалуйста, вначале несколько слов о стержневых моментах данной Концепции, о том, в каком направлении предполагается развитие компании и отрасли в целом.
– Концепция развития национальной компании "Казатомпром" была разработана исходя из возрастающей потребности мирового рынка в ядерном топливе. По нашим данным, в ближайшие шесть лет общий дефицит уранового сырья в глобальном масштабе возрастет до 16 тысяч тонн урана. В связи с этим специалистами компании разработана программа, которую мы условно назвали "15 000 тонн урана к 2010 году".
Основные пункты программы следующие. Первое – это модернизация и расширение существующей добычи и производства уранового топлива. Второе – строительство и ввод в строй новых рудников. Третье – строительство и усовершенствование отраслевой инфраструктуры: линий электропередачи, автомобильных и железных дорог. Четвертое – организация финансирования для реализации всех перечисленных задач: они, как видите, требуют очень масштабных инвестиций. Итогом реализации всех этих условий станет выполнение главной задачи: выход к 2010 году на плановый уровень добычи уранового сырья в 15 тысяч тонн и удовлетворение, таким образом, возрастающих потребностей мирового рынка в урановом топливе. В настоящее время цена на уран растет. Однако рост цены на уран связан не с реальным дефицитом урана, а с его ожиданием. По мере расходования складских запасов, потребность в уране будет возрастать. С учетом ожидаемого перехода энергетики в последующие десятилетия с традиционных видов топлива на прогрессивные и роста количества атомных электростанций этот процесс будет продолжаться. И Казахстан способен покрыть часть мирового спроса на уран, который ему будет недоставать.
Однако для НАК "Казатомпром" еще более высокая и важная цель – занять достойное место в цепочке ядерного топливного цикла за счет эффективного использования собственных сил и средств в тех областях, где это возможно. Кроме использования собственных ресурсов мы также готовы решать эту задачу путем создания стратегических альянсов в тех случаях, когда это необходимо, чтобы обеспечить производство всего спектра продукции и всех услуг, которые компания могла бы предложить на мировом рынке ядерного топлива.
В целом в результате реализации этой программы >"Казатомпром" намерен войти в число лидеров на мировом рынке добычи урана. Для этого мы располагаем богатыми природными ресурсами, ведь Казахстан занимает второе место в мире по запасам. Также имеем возможность в привлечении любых денежных средств, необходимых нам, для этого компания заработала должную репутацию у финансовых институтов. Ограничивающим фактором для нас являются лишь трудовые ресурсы, которыми мы на сегодня располагаем. Поэтому заявленный нами объем добычи – лишь 15 000 тонн.
– Итак, в рамках реализации Концепции национальная компания "Казатомпром" должна стать не просто значимым, но одним из ведущих участников мирового рынка атомного сырья, причем речь идет не только об экспорте первоначального сырья, но и производстве других переделов ядерно-топливного цикла. Безусловно, это вполне соответствует значительному уровню запасов урана в нашей стране. Другой вопрос, насколько отвечает поставленным целям технологическое развитие отрасли в Казахстане. Нельзя ли на этом остановиться подробнее?
– В советские времена урановая промышленность Казахстана являлась лишь частью сложной единой структуры общесоюзного ядерного военно-промышленного комплекса (ВПК). Она была представлена урановыми рудниками и Ульбинским металлургическим заводом, производящим топливные "таблетки" для российского типа атомных реакторов. Таким образом, мы на сегодня обладаем только технологиями производства топливных "таблеток" для российских реакторов. А для того чтобы стать значимым игроком мирового рынка, нам необходимы технологии производства новых видов топлива для западного типа реакторов. Мы планируем решать эту проблему путем налаживания стратегического партнерства с иностранными компаниями. Партнерство даст инвесторам обеспеченность ураном в будущем, а нам, помимо добычи, – возможность оказывать услуги по производству ядерного топлива для западного типа реакторов.
На сегодня нами или уже подписаны или находятся на стадии переговоров о подписании соглашения по стратегическому партнерству с компаниями из Канады, Европы, Японии, Китая, Южной Кореи и США. Создаваемые совместные предприятия подразумевают, что контрольный пакет акций в них будет принадлежать "Казатомпрому". Таким образом, все основные решения, касающиеся эксплуатации и маркетинговой политики, будут оставаться за казахстанской стороной.
– Как вы оцениваете экономические перспективы атомной отрасли Казахстана, в частности, с учетом дефицита урана в соседней России и планов российского руководства активно развивать атомную энергетику?
– Действительно, широко известно о планах российской стороны по расширению атомной энергетики. Разумеется, для этого необходим уран. Отсюда вполне очевидно, что наше сотрудничество выгодно обеим сторонам и что необходимо его всесторонне развивать. Сегодня налицо заинтересованность наших российских коллег в тесном сотрудничестве по самым разным направлениям, от совершенствования технологий до совместных проектов, и мы это безусловно приветствуем. Мы намерены укреплять и расширять стратегическое партнерство с российскими энергетиками и атомщиками. На мой взгляд, трудно переоценить наши обоюдные выгоды от такого партнерства, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
– Несколько слов о вашем видении общих процессов, происходящих на рынке атомного сырья в мире. С учетом огромных запасов урана, которыми располагает Казахстан, какие перспективы открываются у республики на этом рынке?
– В настоящее время, пожалуй, впервые за долгие годы наконец складываются благоприятные условия как для нашей компании, так и в целом для развития атомной промышленности Казахстана. Связано это прежде всего с ростом мировой цены на уран. Долгое время цены урана на мировом рынке определялись не себестоимостью добычи, а наличием его складских запасов у ряда стран-потребителей и экспортеров. Запасы эти были столь велики, что десятилетиями многие страны могли просто не задумываться о том, что возможен дефицит ядерного топлива. Долговременная ситуация с низкими ценами сложилась вследствие распродажи на мировом рынке складских запасов, накопленных еще во времена гонки вооружений. В свое время это привело к падению цены на уран до рекордного минимума в 6,25 доллара США за фунт и как следствие к массовому разорению производителей урана. Ведь такая цена не только не обеспечивала возврата инвестиций в отрасль, она фактически ставила под вопрос добычу урана как бизнес. Заниматься этим было, что называется, себе в убыток.
Вместе с тем, оценивая перспективы своих проектов, мы уже тогда понимали, что такое положение не может быть вечным. В 2001 году на ежегодной конференции по ядерным технологиям в Торонто "Казатомпром" представил свой анализ будущего уранового рынка и дал прогноз о возможном дефиците урана уже в 2007–2008 годах. Согласно нашему анализу, озвученному на конференции, по мере расходования складских запасов рынок должен столкнуться с нехваткой урана. Тогда проекты по добыче не привлекали большого интереса, и это объяснимо: на тот момент низкие цены на уран не позволяли инвестировать в разработку новых месторождений. Возможно, поэтому к нашему заявлению многие отнеслись скептически. Но, как видим, прогноз начал сбываться. Причем показательно, что нынешний рост цены связан пока не с физическим дефицитом урана, а только с его ожиданием. В будущем же баланс потребления будет таковым, что добываемый уран будет занимать преимущественную долю на рынке по сравнению с ураном из складских запасов, доля которого будет падать (ведь запасы имеют свойство заканчиваться). В определенный момент цены стабилизируются и будут пропорциональны средневзвешенной мировой себестоимости добычи, перестав зависеть от других факторов. По оценкам экспертов, уже в этом году цена на уран должна составить 45 долларов США за фунт (порядка 100 долл. за килограмм).
В этой ситуации наша страна имеет большие преимущества перед другими производителями урана. Прежде всего это тип месторождений, которыми обладает Казахстан, и уникальная технология разработки методом подземного скважинного выщелачивания, позволяющая добывать уран по очень низкой себестоимости. Именно эти преимущества позволили "Казатомпрому" выжить в период низких цен, когда многие крупные мировые компании обанкротились. Повлияло на себестоимость и то, что мы максимально автоматизировали процесс добычи для увеличения производительности труда. Достаточно сказать, что раньше всеми урановыми предприятиями Советского Союза добывалось 13 тысяч тонн урана в год при общей численности персонала более 220 тысяч человек. Мы же будем добывать 15 тысяч тонн силами всего четырех тысяч специалистов.
– Что можно сказать о долгосрочных перспективах экспорта ядерных материалов Казахстаном? Какие страны относятся к вашим потенциальным рынкам сбыта?
– Экспортные перспективы нашей компании связаны с намерением ряда стран активно развивать атомную энергетику в ближайшие 20 лет. Это далеко не только предприятия России, традиционно проявляющие интерес к сотрудничеству с Казахстаном в урановой отрасли. Один только Китай планирует построить тридцать атомных энергоблоков, двадцать – Индия. Продолжают возводить атомные электростанции Япония, Южная Корея, государства Евросоюза. О намерениях в ближайшие годы пересмотреть энергобаланс в пользу атомной энергетики заявили главы таких государств, как Германия, США и Великобритания. Все это огромный рынок для нашего топлива. Причем стратегическая роль уранового сырья в мире с десятилетиями будет только возрастать с переходом энергетики на приоритет экологической составляющей.
№7 (168) 12 - 25 апреля 2006
|