Ф.Жамбакина: Казахский хан Жангир - первый европеец Степи (страницы истории) 09:13 21.04.2006
В междуречье Волги и Урала, на перепутье Европы и Азии, в 1801 году образовалось Букеевское ханство, названное так по имени его основателя. Еще его называли Внутренней Ордой, так как ханство занимало внутренние земли Российской империи. В этом же году у хана Букея родился сын Жангир. Именно Жангир хан станет проводником европейской цивилизации и осуществит значительные преобразования в Степи. При нeм начнeтся расцвет Орды и ее выход на международную арену.
Видя, что кочевой образ жиз- ни обречен на вымирание, хан Букей первым предложил казахам перейти к оседлости и строить дома. Букей быстро осознал, что его преемник должен быть просвещенным правителем, иначе его не признают русские хозяева. Шел трудный для России 1812 год, вся империя поднялась на борьбу с Наполеоном. А в это время в Астрахань, в дом губернатора Андриевского привезли юного султана Жангира, ни слова не понимавшего по-русски. Астраханский губернатор, добрый приятель хана Букея, принял Жангира в свою семью и дал ему лучшее образование и воспитание. Почти 10 лет жизни в доме губернатора не прошли бесследно и выковали из будущего степного правителя просвещенную евразийскую личность.
Жангиру было 14 лет, когда умер отец, и ордынцами стал управлять брат Букея Шигай. В 1823 году Жангир достиг совершеннолетия и по отцовскому завещанию наследовал ханский титул. Возвращаясь из России в Степь, молодой хан мечтал, как он проведет подобно Петру Великому реформы и его правление назовут в истории "золотым веком". Желая жить не хуже русских правителей, Жангир первым делом ввел новый налог. Подданные обеспечивали ханский двор cкотом, коврами, кошмами и шерстью. Натурального налога было много и вскоре он начал скапливаться. Жангир видел, что приезжие из России торговцы, скитаясь с товаром по степи, могут обирать казахов самым бессовестным образом. Тогда хан решил взять торговлю в свои руки. С 1825 года Жангир брал кредиты в Пограничной комиссии и построил собственные торговые дома в Саратове и Оренбурге. А вскоре после настойчивых просьб хана из России прислали 200 платиновых монет для раздачи ордынцам. Близость российского центра и богатых соседей (Урала, Кавказа, Ирана, Хивы) позволила Жангиру легко сбывать собранный в виде налогов товар за границу. Теперь подданные платили хану налоги не скотом и шерстью, а введенными им же деньгами. В честь 10-летия ханского правления около ставки Жангира была учреждена ярмарка. Хан лично торговал лучшими лошадьми.
В 1826 году, вернувшись с коронации царя, Жангир увидел, что ближайшие родственники чингизиды представляют для него опасность. Его двоюродный брат Каипгали Ишимов стал подстрекать букеевцев против Жангира и хотел увести часть родов из междуречья за Урал. Тогда к Каипгали Ишимову присоединились придворный поэт Махамбет Утемисов и бывшие сторонники хана. Чтобы никто не мог отнять ни окружавшую его роскошь, ни власть, Жангиру пришлось искать вокруг себя преданных людей. Одним из таких людей стал управляющий адаевским родом Караул-ходжа Бабаджанов. Он до тонкости изучил характер молодого хана, умел угодить ему, мог, когда нужно, обрадовать его или успокоить. Бабаджанов готов был разделить с Жангиром и весeлую трапезу, и тяжeлые будни. Получив от России незанятые земли и предложение быстрее перевести казахов к осeдлости, Жангир раздал земли своим родственникам и приближенным. Львиную долю земли получил Караул-ходжа Бабаджанов.
Первая >жена хана Фатима не пожелала жить в непривычной для нее юрте, и благодаря капризу красавицы Жангир приказал построить для себя и приближенных дома. Так, в 1826 году русские зодчие начали строить Ханскую ставку, впоследствии ставшую городом Урда. Прежде чем основать ставку, хан посоветовался с учeными-географами. Они выбрали землю, где пресные грунтовые воды были расположены близко к поверхности. По приказу Жангира здесь заложили сосновый бор, посадили дубы, березки, ракиты и вязы. За сохранением огромного леса в 16 тысяч гектаров строго следили вооруженные объездчики. Ханский двор охраняли 175 астраханских казаков. В значительном количестве в Урде жили и татары. Будучи татаркой, Фатима оказывала им всяческое покровительство. Влияние татар выразилось в большом употреблении чая. Чай стали пить и все казахи, хотя многим это было не по карману. Благодаря Фатиме переменилась и улучшилась женская одежда. Теперь она представляла собой что-то среднее между татарским и русским одеянием. Вступив в брак с татаркой, Жангир отменил запрет на браки между букеевцами и другими народами империи. Будучи байбише, Фатима так и не уступила никому своего места рядом с Жангиром. Ни летящие годы, ни молодые жены хана, ни всесильный Караул-ходжа, ставший тестем Жангира, не ограничили влияния Фатимы на супруга.
Строительство в Урде европейских домов, стремление ханской свиты к роскоши обеспечивали ремесленников постоянной работой. Все нововведения были в интересах ханского двора - приглашались врачи, провизоры, учителя для детей. Ярмарки обеспечивали рост торговли, а так как главным товаром в Степи был скот, появилась и ветеринарная служба. Рост скота остро поставил вопрос о сохранении пастбищ, стало развиваться лесоводство. Все, что связано с именем Жангира - будь то развитие медицины или создание школ, - было вызвано потребностями развивающейся экономики. В одном деле Жангир все-таки потерпел поражение. Желая приучить подданных к хлебопашеству, хан предлагал беднякам необходимые орудия труда. Но степняки решительно отказывались от ханских даров. Их пугало то, что русские, занимаясь земледелием, несут рекрутскую повинность, и они не желали попадать в одну с ними категорию.
Ослепительная роскошь ханского двора стала возможна благодаря крупным поборам с букеевцев. Выступления недовольных против хана были и раньше - в 1827 и 1829 годах. И вот наступило время, когда терпению народа пришeл конец. Пламя восстания охватило всe ханство. Казахи во главе с Исатаем Таймановым потребовали от хана отстранить от должности жестокого и властного Караул-ходжу, который был ненавистен беднякам. 4 апреля 1836 года вооруженный отряд Бабаджанова встретился со сторонниками Исатая в зимовке Манаш. Чтобы избежать кровопролития, Исатай предложил Караул-ходже решить дело в ходе единоборства. Но ни ханский любимец, ни его окружение не приняли вызов. Тогда Жангир нашeл другой выход из сложившейся ситуации. Тайманова обвинили в убийстве пастуха, случившемся во время барымты. Желая уничтожить вожака взбунтовавшихся ордынцев, хан обратился за помощью к русским. Летом 1838 года у реки Кыил произошла битва восставших с карателями, в которой были убиты Исатай Тайманов, его жена и сын. Двое других сыновей Исатая были взяты в плен: старший сослан в Сибирь, малолетний отдан под надзор хана. После гибели Исатая началась охота на его ближайшего сподвижника Махамбета Утемисова. Его Жангир ненавидел особенно сильно. Когда-то хан был очарован стихами Махамбета и пригласил бедного юношу к себе на службу. Махамбет был не только придворным поэтом, но и воспитателем ханского сына. Вместо того чтобы воспевать хана, Махамбет стал разоблачать его в своих стихах, чем покорил душу угнетенного народа. После разгрома восстания Махамбету удалось уйти от карателей в Хивинское ханство, но затем он вернулся в родную степь. Люди Жангира гонялись за ним, как волки за добычей, но им так и не удавалось схватить бунтаря-поэта. Народное восстание было подавлено, жизнь продолжалась дальше, и ханский двор постепенно избавлялся от пережитого страха. В эти годы Жангир особое внимание уделял просвещению. Хотя у богатых букеевцев были домашние школы, единственным источником образования считался Оренбург. 6 декабря 1841 года в ставке была открыта "Жангирова школа". Для нее хан выбрал самый просторный дом, сам назначал учителей и сам платил за содержание школы. "Жангирова школа" считалась подготовительным классом для кадетского корпуса. Птенцы ханской школы продолжали обучение в лучших учебных заведениях Астрахани, Оренбурга, Саратова, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. По распоряжению Жангира казахские дети определялись в военные и медицинские училища, лесной институт, корпус путей сообщения, училище гражданских инженеров. Образование стало для букеевцев самым модным и главным занятием. В 1844 году ученый совет Казанского университета единогласно избрал хана Жангира своим почетным членом. Этой чести хан удостоился за вклад в материальную базу университета. Жангир подарил библиотеке вуза 6 редких рукописей VIII-XI веков.
Наступило лето 1845 года. Желая укрепить свое положение, Жангир решил лично встретиться с царем. Особенно тщательно готовилась к этой поездке Фатима. Лучшие русские портнихи шили ханше платья, которыми она должна была затмить придворных красавиц и вернуть расположение Николая I. Уже все было готово для поездки в Северную Пальмиру: караван стоял на летней кочевке хана и в ближайшие дни должен был выйти к берегам Волги. После завтрака Жангир остался один. К нему должен был подойти цирюльник. Этот мастер из поволжских немцев с золотыми руками всегда творил чудеса, и хан с нетерпением ждал его прихода. Устав ждать хана, Фатима сама отправилась к его юрте. Навстречу ей выбежала служанка с перекошенным от страха лицом. Почуяв неладное, Фатима стремительно вбежала в юрту Жангира и застыла от ужаса. Бездыханное тело Жангира лежало на ковре в луже крови. Прибежавший на крики ханши нукер сообщил, что последним от хана выходил цирюльник. Его поиски ни к чему не привели: мастер исчез. После смерти Жангира Россия отменила введенную им частную собственность на землю и ликвидировала ханскую власть. Фатима так и не дождалась из столицы царского решения о вручении ханского титула ее сыну Сахиб-Гирею. Так, со смертью Жангира, была окончательно ликвидирована ханская власть в Казахстане. Она не вызвала сожаления ни у народных масс, ни у российских властей. Последние вздохнули свободно: постоянные конфликты Жангир хана с подданными рассматривались в Оренбурге, Астрахани, Уральске. В это время царская армия еще гонялась по бескрайним казахским степям за мятежным ханом, самозванцем Кенесары Касымовым.
Прошли годы, минули столетия, но ничего не забыли пески Великой степи. Народ сохранил память о хане-реформаторе: на могиле Жангира вырос белый мраморный мавзолей. Почитают потомки и его оппонентов, защитников обездоленных и угнетенных - Исатая и Махамбета, погибших в неравной борьбе с последним казахским ханом.
Фарида ЖАМБАКИНА № 72 (15974) от 21.04.2006
|