С.Ахун: Наши события "чисто случайно" совпали с андижанскими. Кара-су вчера и сегодня 09:29 26.04.2006
Кара-Су – один из самых отдаленных районов Андижанской области. Некогда этот городишка славился своей чулочной фабрикой. Изделия этой фабрики можно было встретить на рынках всего бывшего Союза. И сейчас на просторах Узбекистана можно увидеть товары, выпущенные этой фабрикой, но они, как выяснилось, не так популярны, как при Союзе.
Если идти прямо от чулочной фабрики, метров примерно через 250-300 наткнетесь на тот самый мост, который соединяет узбекистанский город Кара-Су с кыргызским. Именно тут весной 2005 года происходили основные события, позже названные попыткой религиозных группировок свергнуть власть. На самом деле все было совсем по другому, о чем вам спокойно может поведать любой житель Кара-Су.
По словам людей, с которыми мне довелось побеседовать, >события, развернувшиеся в Кара-Су, не имели никакого отношения к событиям в Андижане. А то, что они начались почти в одно и тоже время, по словам карасуйцев, – чистая случайность.
– В то утро опять поползли слухи, что какая-то женщина, переправляясь по самодельно сооруженной канатной переправе, упала в речку и погибла, – рассказывает один из парней, помогающих переправить через таможенный контроль купленные в кыргызском Кара-Су товары. – Эта весть сильно взбудоражила людей, которые собрались возле этой реки в надежде попасть на рынок на том берегу.
Кто-то из людей крикнул, что пора положить конец этому "безобразию" и, несмотря на угрозу пограничников, народ взялся восстанавливать мост. За какие-то минуты собравшихся стало настолько много, что пограничники решили отступить. По словам очевидцев, на место события прибыли представители местных властей. Они пытались успокоить людей и объяснить, что вопрос можно решить цивилизованно. Народ ответил что, поздно.
– В этот самый момент и появился Бахтиер-ака Рахимова, – перехватывает нашу беседу другой парнишка, – его в Кара-Су знают все. Очень порядочный человек, потому и любят его. Он попросил людей не поддаваться провокациям и разговаривать с представителями властей аккуратно. Потому что какие-то ребята, явно не карасуйцы, начали кидать камни в здания, пытались поджечь машины. Бахтиер-ака сказал, чтобы люди не дали этим парням бесчинствовать и призвал к порядку, то есть он не призывал к свержению строя и построению халифата, как впоследствии о нем стали говорить и что было враньем!
Все же попытки людей сохранить стабильность не увенчались успехом. Группа молодых парней, в которых ни один житель Кара-Су не признал местного жителя, подожгли несколько машин и здания.
– Наверняка это были провокаторы, специально приехавшие для нарушения спокойствия непонятно откуда, – высказывает свое предположение работник хлопкоочистительного завода, – этих ребят раньше здесь никто не видел. Уж больно стильно они были одеты. А в Кара-Су не каждый может себе этого позволить…
И в самом деле, Кара-Су – очень бедный городок. Здесь редко встретишь стильно одетого человека. Возможно, все же, читатель удивится, спросив, как же карасуйцы могут знать, местные были те ребята или нет. Дело в том, что карасуйцы очень хорошо знают друг друга, городок-то маленький. В Андижане даже считают, что каждый первый карасуец родственник каждому второму. Поэтому, появись новый человек, об этом узнают все.
– Что мне показалось странным, так это то, что в тот день в Кара-Су не было ни одного сотрудника милиции, – рассказывает водитель такси, – даже здание милиции, которое было подожжено, было пустым. Где-то в середине дня мы узнали, что и в Андижане что-то происходит, помню, люди еще твердили: дай бог, чтобы в городе все было спокойно… А о том, что же все таки произошло в Андижане, мы узнали позже и были ужасно расстроены.
За какие-то несколько часов мост, соединяющий узбекский Кара-Су с кыргызским, был восстановлен. Напомню, что он был разобран года два или три назад по инициативе узбекской стороны. По словам очевидцев, поначалу кыргызские пограничники как-то пытались усмирить людской наплыв, но вскоре, поняв, что все усилия напрасны, просто отступили.
Что произошло несколькими днями позже, известно всем. В городок было брошено спецподразделение, которое быстренько навело порядок. Как забирали Бахтиера Рахимова пересказывают все карасуйцы. По их словам, семья Рахимова подверглась ужасным пыткам, после чего он был вынужден стать тем, кем ему предложили…
– Все равно карасуйцы знают правду. Знают, кто такой Бахтиер Рахимов, любят его и считают местным героем, – говорит таксист. – Вот только мы оплошали, не смогли постоять за нашего героя…
Мост, воздвигнутый или вернее восстановленный усилиями жителей Кара-Су, стоит и поныне. Правда, переход через него опять затруднен. Но, обо всем по порядку.
Каждый день, кроме понедельника, весь Кара-Су окунается в людскую суету. Прямо напротив чулочной фабрики устанавливается милицейский пост, который категорически запрещает проезд любого механического транспорта в сторону моста. Ну, почти любого, так как некоторые все же умудряются как-то проехать мимо этого поста. Но таковых очень мало. В основном, роль общественного транспорта, довозящего людей до моста, выполняют телеги с лошадьми. Проезд на таком чудо-транспорте до моста стоит 200 сумов. Правда, сойдя с телеги, нужно пешком пройти еще метров 40-50.
Прямо у основания моста построено здание таможенного контроля с узкими проходами с правой и левой стороны. Через правый проход люди направляются в кыргызский Кара-Су, а через левый возвращаются обратно уже с товарами. У прохода стоят пограничники с автоматами, правда, без особой строгости они пропускают людей. Видимо, они стараются недопустить накала страстей… На самом мосту сооружены четыре ряда железных оград – два ряда предназначены для идущих в Кыргызстан, два – в Узбекистан. Вплоть до кыргызской стороны эти ряды никем особо не контролируются.
Жителям города Андижана и, естественно, Кара-Су проход на кыргызский рынок почти свободен. А гражданам Узбекистана, приехавшим из других городов в надежде отовариться в кыргызском Кара-Су, проход строго по визовой системе. Хотя, как мне стало известно, эту проблему можно решить, сунув в руку кыргызского пограничника 10 тысяч узбекских сумов. На обратном пути приходится выложить столько же, чтобы провести накупленный товар.
В 5 метрах от здания таможенного контроля поставлено бетонное заграждение 40-50 сантиметров в высоту и 15 метров в длину. За этим заграждением стоят люди с тележками, предлагающие за определенную плату довезти товар до чулочной фабрики. Цена такой услуги договорная.
Сказать, что через мост в соседнее государство проходят только челноки – значит не сказать ничего. Очень много карасуйцев, которые проходят в соседнее государство в поисках работы на день, - это так называемые мардикоры (поденщики).
В Кара-Су, как выяснилось, многие люди давно не получают зарплату. Все деньги по непонятно кем придуманной схеме передаются в организации по обеспечению городка газом, электричеством (собственно, полного обеспечения оными не помнит ни один карасуец) и т.д., и т.п. Что интересно, заработанные деньги в эти организации передаются для того, чтобы покрыть долги третьих лиц. Те, в свою очередь, непонятно каким способом, должны возместить честно заработанную плату горе-хозяину. Не поняли? Я и сам долго пытался понять смысл этой "гениальной" процедуры, но, увы, сам так и не понял. Видимо, все довольно просто – официальные лица делают свое дело, а народ пытается придумать свое и пытается хоть как-то прожить еще один день, с грустью осознавая, что и завтра придется искать хоть какую-то работу, чтобы что-то заработать…
Так вот и живут карасуйцы, которые ради своего блага решили создать себе соответствующие условия, а взамен получили совсем другие…
Сайид Ахун, независимый журналист, для "Арены" 19.04.2006
|