Певец Е.Серкебаев: "Казахская музыка по своей мелодичности не уступает итальянской" (интервью) 00:33 28.04.2006
Ермек Серкебаев: Над страной небо синее Выдающийся казахстанский певец, обладатель поразительно красивого лирического баритона, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и КазССР, кавалер ордена "Отан" Ермек Серкебаев собирается отметить свое 80-летие. Это и стало поводом для нашей с ним встречи.
Юбилейные планы
- Ермек Бекмухамедович, 80 лет - возраст более чем почтенный. Как собираетесь отметить юбилей?
- Действительно, 80 лет - такая цифра, которая наводит на большие размышления. Что же касается юбилея, то, конечно, хотелось бы провести его хорошо. Планируется мой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории с симфоническим оркестром "Новая Россия" под управлением известного во всем мире музыканта Юрия Башмета.
В первом отделении я хочу спеть русскую и западноевропейскую классику, романсы Чайковского, Рубинштейна, Рахманинова. Думаю, пройдут праздничные концерты в Астане и Алматы, это будут своеобразные творческие вечера. Ну конечно надо побывать в Петропавловске, где я родился, и на родине моего отца - в Кокшетау. Кроме того, есть намерение издать фотоальбом и сборник произведений, которые я исполнял. Это будет нечто вроде учебного пособия. Вот такие планы. Есть и еще кое-какие задумки, но пока я держу их в секрете, чтобы не сглазить. Если это свершится, я буду счастлив.
- Что и говорить, планы грандиозные, желаю, чтобы все они воплотились. Но 80 лет - это возраст мудрости. Это несколько иное восприятие жизни, и прежде всего культуры, ярким представителем которой вы являетесь.
- Да, за столько лет человек набирается ума-разума. Вот вы говорите, культура. Меня прежде всего радует отношение к ней нашего Президента. Несмотря на большую занятость, он уделяет много внимания искусству. У нас талантливая молодежь, вообще наш народ очень талантливый. Казахи по природе своей необычайно музыкальны, прекрасно играют на национальных инструментах - домбре, кобызе. Они виртуозы. У нас очень много лауреатов международных конкурсов. Развита инструментальная музыка. В Казахстане есть прекрасные пианисты, скрипачи, одаренные артисты балета, лауреаты международных конкурсов. Поэтому задача сейчас создать им нормальные условия для работы и жизни, чтобы из страны таланты больше не уезжали, как это было до недавнего времени. Ведь где только наших артистов сейчас нет - и в Петербурге, и в Москве, и в дальнем зарубежье...
- Да, наши соотечественники по всему миру разбросаны...
- Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В Астане, например, строится новый оперный театр. Надеюсь, что он будет действительно на уровне мировых стандартов. Хотя и наш театр Абая не стоит на месте. К нам сейчас охотно приезжают режиссеры из других стран. Вот, скажем, постановку оперы "Абылай-хан" Е. Рахмадиева осуществил известный режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Александров, оперы "Трубадур" - режиссер Мариинского театра Габитов, "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина - балетмейстер Большого театра Лавренюк. Летом приедет знаменитый Григорович, будет ставить "Легенду о любви". Начинается работа над оперой Пуччини "Турандот" в постановке того же Юрия Александрова.
- А вы продолжаете работать в театре?
- А как же! Хотя я уже на пенсии, но меня попросили остаться в театре, ведь я уже почти 60 лет в нем работаю. Поступил мальчишкой, мне было года 23. Тогда еще пели Куляш Байсеитова, знаменитый Жандарбеков... Сейчас я в театре - советник генерального директора. Хотя, если хочу выступить, мне всегда предоставляют такую возможность. Я и сейчас могу спеть сольный концерт.
- А что еще меняется в театральной сфере?
- Стали выделять бюджетные деньги на постановки, и это радует. Раньше надо было искать спонсоров. Мы стали больше ездить на гастроли, на это тоже выделяются средства. Вот в мае, например, поедем в Караганду.
Страницы биографии
- Ермек Бекмухамедович, а как вы вообще попали в мир театра?
- Певцом я стал не сразу, можно сказать, что на сцену меня привел случай. В 1937 году мы приехали из Кокчетава в Алма-Ату. Это был тяжелый год, он у меня до сих пор в памяти - пик репрессий, когда интеллигенцию уничтожали. Тогда на улицах были установлены черные репродукторы, и каждый день передавали, кого расстреляли...
Время было голодное, жили мы не богато. Отец был учителем казахского языка и литературы. Он окончил медресе в Уфе и гимназию в Омске. Позже получил известность как поэт и писатель. Его произведения включены в антологию казахской поэзии. Отец был одним из первых интеллигентов Казахстана, другом Магжана Жумабаева, которого расстреляли в том же 1937 году. Отец каким-то чудом остался жив.
У меня был хороший почерк, и я переписывал рукописи отца, так научился казахской грамоте. А когда я пришел на радио диктором, то стал читать и говорить на казахском.
- На радио в Алма-Ате?
- Да. На радио я познакомился с музыкантами, там был симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, струнный квартет и хор. Однажды хормейстер мне и говорит: "Ермек, мне кажется, что у тебя есть голос, ну-ка спой что-нибудь". Я запел, и меня сразу взяли в хор. С нашим радийным оркестром в первый раз я спел классическую арию. Ну а далее многие уже знают - далее была консерватория, где ректором работал академик Ахмет Жубанов, а педагогом - удивительный человек Александр Матвеевич Курганов. В прошлом - певец, партнер Шаляпина, Собинова, Неждановой.
О роли культуры
- Ермек Бекмухамедович, вы сказали, что земля наша щедра талантами, но вот взлета культурного почему-то не наблюдается.
- Мало иметь прекрасный голос, музыкальность, самое главное - иметь культуру, прежде всего - внутреннюю. Вот художник, когда он пишет картину, то пишет ее не только красками, но и сердцем. Так и здесь.
- Вопрос в том, есть ли сердце у нашей современной эстрадной попсы, как сейчас говорят?
- На эстраде тоже надо быть талантливым, далеко не всем это удается. Ведь до сих пор еще никому не удалось превзойти Клавдию Шульженко...
- Хотя у нее и голоса-то особого не было...
- Но как она пела! Ведь каждая ее песня - это целый спектакль. Взять знаменитый "Синий платочек". Когда она пела, ты словно видел в ее руках этот синий платочек. Это огромное мастерство, оно от природы.
Мой талант, я считаю, тоже от природы. Кстати, в советские времена москвичи меня всегда считали своим. Я участвовал во всех "Огоньках", в больших съездовских концертах. Стал лауреатом различных конкурсов. Потом пошли звания. Первым было "Заслуженный артист республики". В 1958 году получил звание народного артиста СССР. В тот год проходила Декада литературы и искусства Казахстана в Москве, я пел каватину Фигаро из "Севильского цирюльника" Россини. До сих пор помню, как меня бисировали... Ну а потом, уже к 60-летию, дали звание Героя Социалистического Труда. Моя кандидатура обсуждалась в Политбюро, была очень сложная процедура прохождения. Просто так высокие звания не присваивались. В общем, у меня полный набор орденов, включая Орден Ленина. А наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев наградил меня высшим орденом - "Отан". Кстати, недавно я стал членом партии "Отан".
- А почему вдруг на склоне лет вы решили пойти в политику?
- "Отан" - это партия Президента страны. Это партия будущего Казахстана. Хочу быть ей полезен. Казахстан должен выйти на мировой уровень
- А что, по вашему, надо изменить в нашей жизни?
- Я часто ночами об этом думаю. О Казахстане мир пока что знает мало. Чтобы нас узнавали, надо чем-то отличаться. Вот Франция, например, отличилась своими писателями - Гюго, Мопассан, Флобер. Англия - это Шекспир, Италия - Паганини... То есть каждая страна давала высочайших представителей культуры.
У нас есть Абай, Чокан Валиханов, наши современные писатели, но мы сами, наверное, виноваты в том, что их мало знают за рубежом. Поэтому надо самих себя популяризировать - сделать так, чтобы слово "Казахстан" было у всех на слуху. Это большая работа. И здесь опять-таки велика роль культуры. Ведь если нет культуры - ничего нет. Поэтому стране надо сосредоточиться на культуре, это должно проходить красной линией...
Меня не покидает мысль, что нашему государству нужно большое внимание обратить на развитие у людей хорошего вкуса: в музыке, живописи, литературе и так далее. Нужно, чтобы нас знали за границей не только как страну, имеющую нефть, а как развитое государство.
Нужно растить таланты и демонстрировать их за рубежом под флагом нашей страны. Это должно стать стратегической, глобальной задачей. Вот сейчас у нас новый министр культуры. С ним мы уже встретились. Мне импонирует, что как только он вступил в должность сразу собрал в Алматы председателей всех творческих союзов. И за чашкой чая мы вели беседу - были и музыканты, и художники, и композиторы. Мне это очень понравилось. Он не стал свысока с нами разговаривать, рассуждать о высокой политике, международных отношениях. Он очень заинтересованно с нами беседовал. Создалось впечатление, что он пытается проникнуться нашими проблемами. И это очень важно, ведь многое зависит от того, какой у нас министр культуры.
Культура - основа основ. И если мы этого не поймем, продвигаться не будем. Но если станем друг друга только хвалить, тоже хорошего мало. Хотя, конечно, Правительство надо поддерживать в его начинаниях, надо поддерживать линию Президента. Этот человек всего добился своим трудом, стал политическим лидером, которого признали президенты всех стран.
О славе и зависти
- Насколько я знаю, вы были лучшим Фигаро.
- Да, мне очень лестно, что когда к нам приезжали ведущие баритоны Советского Соза, то меня в шутку называли "королем баритонов". Гнатюк, Мазурок приходили ко мне в ложу перед началом спектакля и говорили: "Мы петь Фигаро, как вы, не сможем".
- Это, наверное, дорогого стоит, когда тебя так высоко оценивают коллеги-профессионалы.
- Да, ведь они были народными артистами СССР. Кстати, и Муслим Магомаев говорил, что Ермек Серкебаев - лучший Фигаро в Советском Союзе, и что он всегда держал меня за образец. Культура всегда зиждется на ярких индивидуальностях, которые ломают привычные стереотипы.
Человека надо оценивать по достоинству... Но есть зависть. Не только в искусстве, культуре, но и в политике. Слышал, и нашего нового министра уже обвиняют...
- .... что у него трудности с казахским языком.
- Я думаю, это лишь повод. Конечно, казахский язык надо знать. Вот я просто счастлив, что в свое время меня отец заставил его выучить. Но, думаю, дело здесь вовсе не в языке. У нас есть старая и вредная тенденция. Отдельные деятели и сейчас предлагают все прежние достижения в области культуры и науки зачеркнуть и начать, как говорится, с чистого листа, - но с учетом своих интересов!
- Надо, наверное, учитывать и то, что мы живем в открытом мире, практически в каждом доме спутниковое телевидение. На Казахстан мощно вещает Россия. Скоро Китай запустит свой спутник, и нас накроет своей информацией. А нам предлагают порой замкнуться в своем отдельно взятом национальном мире...
- В этом случае, мы еще больше потеряем в культуре, и не вперед продвинемся, а откатимся назад. Так нельзя! Наоборот, надо гордиться, что у нас диапазон расширился. Что мы, казахи, знаем Бетховена, Баха, Шекспира...
- Но при этом сохраняя свои корни...
- Безусловно. Казахская музыка по своей мелодичности не уступает итальянской. Казахи сочиняли такие народные песни, что просто диву даешься! >Причем это не куплетная форма, а многочастная, как в классической музыке. И я считаю, что наши композиторы недостаточно используют эти народные корни музыки. В нашем репертуаре мало национальных произведений: "Кыз Жибек", "Ер Таргын", "Биржан и Сара", "Абай" - и все! Всего четыре произведения. Это же позор!
- А кто-то сейчас пишет казахские оперы?
- Вот, например, мой сын Алмас работает над оперой "Томирис". Он сейчас живет в Америке, в Бостоне. Кстати, он написал и казахский балет "Аксак кулан", но балет пока "лежит на полке", говорят, нет денег на возобновление постановки. Правда, отрадно то, что в оперный театр стали приходить! Ведь одно время он пустовал, а сейчас почти каждый день аншлаги. Интерес к театру возрождается.
- Ваш сын в Америке пишет казахскую музыку. Это, наверное, зов крови...
- Да, ведь Алмаса уже в классики записали... Второй мой сын, Боря, тоже музыкант великолепный, он работает в "А-Студио". Мог бы стать великолепным пианистом, но пошел в эстраду...
- Ее тоже надо выводить на мировой уровень.
- Надо. Вот недавно с большим успехом в Алматы и Астане прошли концерты "Три звезды" с моим участием, а также с участием Розы Баглановой и Бибигуль Тулегеновой. То есть мы, ветераны, стараемся объединить усилия. А сейчас я смотрю на нашу театральную молодежь - все какие-то группировки, интриги. Зачем? Этим занимаются только бездарные люди. Вот и на нового министра культуры письма пишут, жалуются. Откуда я знаю, какой он министр, он же только пришел! Дайте ему поработать. Легче все охаить, чем создать что-то интересное. Знаете, у казахов есть такая поговорка: "Если хочешь прославиться, подожги землю".
- Есть и ее аналог - слава Герострата, который поджог храм Артемиды в Эфесе.
- Вот-вот. Нам надо в Правительстве больше интеллигентных, умных, профессиональных людей, а при Министерстве культуры надо создать общественный совет из крупных, авторитетных личностей, чтобы было с кем посоветоваться при решении важных вопросов. Ведь у нас, казахов, так принято - старший говорит, а дело младшего - слушать...
- Это хорошее качество.
- И вот еще о чем мне хотелось бы сказать. Нам надо серьезное внимание обратить на нашу эстраду, на телевидение. Ведь что там только не показывают!
- В советские времена была цензура. Мы ее все дружно ругали, с одной стороны, цензура - это плохо, но с другой - это был заслон пошлости, цинизму, жестокости... У нас ведь сейчас сместились понятия - свободу слова многие понимают как вседозволенность.
- Образно выражаясь, спустили с цепи, и нас понесло.... А ограничитель-то не работает. А почему? А потому что культуры нет. И попробуй что-то скажи!
- Ермек Бекмухамедович, не могу не вспомнить знаковый для казахстанцев фильм "Наш милый доктор" и чудесную песню из него в вашем исполнении. Недавно она вновь зазвучала на эстраде, причем ее поют молодые исполнители. Значит, чем-то она и их задела?
- Эта песня написана Александром Зацепиным, он тоже выпускник нашей консерватории. Помню, он пришел ко мне домой, сел за рояль и заиграл. А я сразу запел - мелодия мгновенно запала в душу. Песня написана просто, мудрости в ней большой нет, в конце я только верхнюю ноту изменил: взял выше - соль. Эстрадники говорят, мы бы эту песню пели, но такую ноту взять не можем.
- Значит, вы спели песню на века, если она через полстолетия вернулась.
- Знаете, когда я приезжаю в Россию, меня спрашивают: "Вот вы - народный артист, а что вы такого сделали?". Я отвечаю, в опере, мол, пою. Я - лучший Фигаро. " Это хорошо, но в опере мы не разбираемся". Еще, говорю, спел песню "Надо мной небо синее"... "Вот это, - отвечают, - другое дело".
Конечно, я счастливый человек. Мне и сегодня объясняются в любви... А над моей страной сегодня небо синее...
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
№ 100-101 (25071-25072) 27.04.2006
|