Религиозные страсти. Нужен ли Таджикистану новый закон о религии (мнения) 00:07 12.05.2006
ЗАКОНОПРОЕКТ
В таджикском обществе уже активно обсуждается новый законопроект "О свободе совести и религиозных объединениях". Мнения участников дискуссии не всегда и не во всем совпадают.
Нужен ли нам новый закон?
КАК сообщил "АП" глава республиканского Комитета по делам религии М. Давлатов, действующий закон, принятый 12 лет назад, сегодня требует существенного концептуального переосмысления не только в плане содержания, но и в структуре законодательного регулирования. Так, по его словам, само название ныне действующего закона "О религии и религиозных организациях" не учитывает все реалии светского государства. "Его новое название "О свободе совести и религиозных объединениях", регулирует более широкий круг проблем. В условиях светского государства есть немало людей, не являющихся приверженцем той или иной религии, - пояснил он, - есть и атеисты, права которых также надо уважать, и соответственно в законе урегулировать".
>Ныне действующий закон, по словам М. Давлатова, не регулирует и ряд важных отношений, возникающих в сфере создания, порядка регистрации религиозных организаций. Совсем не урегулированы, например, порядок приостановления деятельности религиозных объединений, их последствия, есть много вопросов по совершенствованию надзора и контроля за их деятельностью и т.д., которые требуют самостоятельного регулирования в новых главах закона. Закон соответственно логически и содержательно должен получить новую структуру, что и было сделано в проекте нового. В Душанбинском центре ОБСЕ корреспонденту "АП" сообщили, что они тщательно изучили проект нового Закона. ОБСЕ утверждает, что поводом для изучения послужили многочисленные жалобы от граждан по законодательной процедуре и содержанию законопроекта. - Остается много вопросов относительно прозрачности, участия общественности и временных рамок законодательного процесса – заявили в ОБСЕ. По словам председателя Бюро по правам человека (БПЧ) Нигины Бахриевой, действующий закон имеет ряд недостатков. Однако, по сравнению с представленным законопроектом, он более "совершенен". Поэтому она думает, что было бы целесообразнее обсуждать и улучшать существующий закон. Глава аналитического центра Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматулло Сайфуллозода считает, что общество ждет реформы законодательства, поскольку "действующий закон в некоторых положениях противоречит Конституции, а в некоторых не соответствует нынешним реалиям". - Однако, по той информации которую мы получили, при подготовке проекта нового Закона были в основном учтены предложения Комитета по делам религии, - сказал он. В то же время, Х. Сайфулозода приветствовал то, что в новом проекте исламу, как религии, был придан новый статус (в преамбуле проекта, признается особенная роль ислама, но, одновременно подчеркивается принцип равенства перед законом всех граждан, независимо от вероисповедания – прим. ред.). Он считает, это логичным, поскольку, ислам - религия подавляющего большинства граждан и опасения представителей религиозных меньшинств, безосновательны.
Миссионерам пора паковать чемоданы? В ЗАКОНОПРОЕКТЕ говорится о запрете "действий, направленных на обращение верующих одних конфессии в другие, недопустимости активной миссионерской или благотворительной деятельности, имеющей характер интеллектуального, психического или иного давления на граждан в прозелитических целях (ст.7)". По словам Н. Бахриевой, свобода исповедовать свою религию включает и право убеждать других в ее истинности. - Попытки заниматься прозелитизма (переход из одной веры в другую – ред.), действительно, могут приводить к ущемлению прав других лиц. Однако, законы, которые определяют запрет прозелитизма, должны быть четко прописаны, и не допускать слишком вольного и широкого толкования. Полный запрет прозелитизма выходит за рамки международных документов, ратифицированных РТ, – отметила она. Согласно новому законопроекту иностранцам запрещается учреждать религиозные объединения. Представитель ПИВТ поддержал этот пункт и сказал, что отсутствие регламентации в этом вопросе, беспокоит также представителей христианской церкви. - Сейчас в страну хлынуло множество всяких проповедников, которые не имеют никакого отношения к христианству. Даже глава православной церкви в Душанбе заявил недавно о своей обеспокоенности, - сказал Х. Сайфуллозода. Н. Бахриева считает эту норму противоречащей законодательству. Конституция Республики Таджикистан в статье 26 определяет, что "каждый имеет право на свободу совести и вероисповедания", - утверждает она, - а под словом "каждый" понимаются граждане Таджикистана, иностранные граждане и лица без гражданства. - Если иностранный гражданин или лицо без гражданства на законных основаниях находиться на территории нашего государства, то он не должен быть лишен возможности создавать объединения, в том числе, религиозные, руководить этой организацией и участвовать в них. Данные нормы законопроекта являются неконституционными.
Образование под контроль! ЗАКОНОПРОЕКТ запрещает религиозное обучение в частных домах. Предполагается что лица, преподающие религиозные вероучения, должны иметь специальное духовное образование и осуществлять деятельность по согласованию с государственным органом по делам религии (ст.10). Представители некоторых религиозных организаций, на условиях анонимности заявили "АП", что считают это вмешательством в их дела, и соответственно нарушением конституционного закона. Х. Сайфуллозода говорит, что регламентацией этого положения должны заниматься специализированные органы и необязательно, чтобы эта норма была в законе. "Я думаю, что этот вопрос юридически могли бы определить, с учетом требований Конституции, нормативные подзаконные акты, - сказал представитель ПИВТ. Н. Бахриева также полагает, что эти вопросы, входят в компетенцию специализированного органа, то есть Минобразования страны. Хотя, "конечно, государство должно контролировать, чтобы религиозное образование не было направлено на разжигание вражды и не нарушало прав ребенка, и чтобы дети, получающие религиозное образование, не были лишены возможности получить общее образование". Упомянутые выше представители религиозных организаций, также выразили обеспокоенность тем, что при открытии мечетей или храмов предъявляются особые требования. К примеру, для открытия неисламского объединения, местного или централизованного, соответственно требуется 200 и 600 подписей. Мечеть с учетом административно-территориального устройства может быть образована в каждом селе, с населением: от двухсот до 2 тысяч человек. Соборная мечеть может образовываться в расчете на 20 тыс. в сельской местности, 30 тыс. в городе, за исключением столицы. В Душанбе одна соборная мечеть образовывается в расчете на 50 тыс. человек.
Проект не соответствует? ОБСЕ считает, что законопроект, хоть и содержит ссылку на международные стандарты по правам человека, в своих отдельных положениях противоречит основным международным обязательствам Таджикистана в этой сфере. В частности, он "недопустимо ограничивает деятельность религиозных организаций, чрезмерно регулирует внутренние дела религиозных организаций, а также оставляет широкий простор для злоупотребления со стороны органов власти". Законопроект устанавливает слишком широкие полномочия органов исполнительной власти, которые могут привести к недопустимому Конституцией и международными нормами вмешательству в фундаментальную свободу каждого человека – свободу вероисповедания, - считает Н. Бахриева. "Принятие законопроекта в предлагаемой редакции будет противоречить обязательствам РТ в области прав человека, - считает глава БПЧ.
М. Давлатов: "Этот вариант - не последний" "АП" попросила прокомментировать эти заявления председателя Комитета по делам религии при правительстве РТ Муродулло ДАВЛАТОВА. - В проекте упоминается особая роль ислама… - Это не означает придания исламу юридического предпочтения. Это просто констатация факта, относящегося к национально-культурной идентичности абсолютного большинства населения республики. - Муродулло Исматович, в законопроекте говорится о запрете действий, направленных на обращение верующих одних конфессий в другие. Запрещена также активная миссионерская или благотворительная деятельность, имеющая характер интеллектуального, психического или иного давления на граждан в прозелитических целях (ст.7). Слово активное имеет оценочный характер. Кто будет давать оценку: Комитет по делам религии или судебные органы? - Эти запреты, несомненно, будут способствовать стабилизации религиозных отношений. С другой стороны миссионерская деятельность, особенно со стороны финансово могущественных конфессий дестабилизирует ситуацию. Слово "активное" действительно имеет оценочный характер, но критерии таких оценочных норм поведения давно разработаны как в философии, так и в юриспруденции. И главное, оценка таких действий будет делаться не каким-то одним человеком или органом, а по совокупности фактов и учета мнений. И ни в коем случае это не будет носить волюнтаристский или тоталитарный характер. Какие-то конфессии могут воспринять как ущемление прав. Но, в этих условиях, общественная стабильность для закона должна быть превыше всего. - Законопроект устанавливает, что учредителями религиозных объединений в РТ могут быть только граждане нашей страны. Почему? - В Таджикистане нет религиозных организаций, учредителями которых являются иностранные граждане. Это запрещает Закон РТ "Об общественных объединениях". Иностранцы и лица без гражданства могут быть участниками или членами религиозных организаций, но не учредителями. И гражданин РТ не может приехать, например, в Россию и учредить религиозную организацию. Однако быть участником или членом религиозной организации он может. - С чем связана необходимость предоставления данных о количестве населения для открытия мечети или другого храма? - Прежде всего, с двумя вещами - чтобы полнее удовлетворять религиозные потребности населения, и для недопущения конфликтов и нежелательной конкуренции между этими организациями на одной и той же территории. Если не упорядочить этот вопрос, то на одной территории возникнет ряд однотипных религиозных организаций. В силу ряда факторов это может привести к нежелательным коллизиям, или к расколу среди населения. Поэтому мы говорим, что закон, прежде всего, должен регулировать, упорядочить общественные отношения. - Эксперты говорят, что проект не соответствует международным стандартам… - Мне думается, что это не так. Тем более проект еще не окончательный и подлежит обсуждению, при чем при непосредственном участии религиозной организации. А до принятия данного закона времени еще предостаточно. Самое главное - чтобы буква закона соответствовала правовому духу таджикского демократического общества.
Далер ГУФРОНОВ,
|