Где пещера Асылбека? Газета "Экспресс-К" снаряжает 2-ю экспедицию на поиски несторианских сокровищ юга Казахстана 08:22 12.05.2006
Кладиатор Несторианские сокровища чабана Асылбека существуют!
Кладезь знаний несторианских монахов, среди которых может найтись и подлинник Евангелия от Матфея, в скором времени, похоже, обнаружат на территории Казахстана. Для нашей газеты событие вдвойне значимое. Верный читатель наверняка помнит о поисковой экспедиции "Экспресса К" к реке Женишке летом 2003-го (N151 от 12 августа того года), когда мы, пользуясь скудными данными о переходе "еретических христиан" по Шелковому пути на Иссык-Куль и в Китай, отправились на поиски пещеры чабана Асылбека. Тогда эта смелая авантюра закончилась неудачей...
Неисповедимы пути информации
Работающий с этого года художник газеты Павел Мирошников, случайно услышав скептическую реплику о той экспедиции - в редакции обсуждали технические детали поиска снежного человека, виденного недавно в горах несколькими алматинцами (подробнее о йети в N 75 от 26 апреля с.г.), - вдруг заявил, что мы были на верном пути.
Лет семь назад он рыбачил на речке, что неподалеку от поселка Алгабас, и нашел в вымоине, сделанной отступившей когда-то водой, треугольный кирпич, на котором были выбиты несколько странных закорючек. Кирпич он привез в Алматы, хотел отнести в музей, но так и не собрался. Древний камень потом долго подпирал ворота его дома, пока окончательно не развалился. Но Павел с его профессиональной памятью тут же воссоздал на бумаге надпись.
Однако с листом принтерной бумаги к ученым не сунешься - авторитеты не терпят современных артефактов, им подавай археологический оригинал. Поэтому мы сами провели предварительные исследования, обратившись к безотказному профессору - Интернету. То, что он выдал, потрясает воображение! Наши буковки один к одному напоминали знаки древнего арамейского алфавита. А точнее, сирийское несторианское письмо.
Арамейский ликбез
"Иероним (умер в Вифлееме в 420 году н. э.) в свое время писал: "Который из мытаря стал апостолом вначале составил Евангелие Христа в Иудее на еврейском языке: Кто перевел его после этого на греческий, точно не установлено. Более того, сам еврейский текст сохранился до наших дней в библиотеке в Кесарии". Иероним перевел Библию на латынь - так называемая "Вульгата". Он видел Евангелие от Матфея в подлиннике. Евсевий Памфил Кесарийский (около 260-340 года), придворный епископ Константина, историк, автор церковной истории в 10 книгах, которая охватывает события от начала христианства до 324 года: утверждал, что имел доступ к 5 ныне утраченным книгам Мемуаров Егесиппа, который ссылался на самое раннее Евангелие, так называемое "Для иудеев". Может быть, это и есть Евангелие от Матфея, которое Евсевий датирует до 40 года: "Матфея-мытаря, написано еврейскими буквами на арамейском наречии" - смесь халдейского и сирийского". (В.Я. Рафаенко "Фактология"). Действительно, в развитии цивилизации к востоку от Средиземного моря огромную роль сыграла именно арамейская письменность, развившаяся из ассирийской клинописи. Из известных письменных памятников, близких к ним, можно назвать "Авесту". А в постбиблейские времена арамейский наряду с древнееврейским стал языком иудаизма. Часть Ветхого Завета и большая часть талмудистской литературы написаны именно на арамейском языке, в этой языковой среде возникло и христианство. Иисус Христос произносил свои проповеди по-арамейски. Такие азиатские церкви, как несторианская, халдейская и маронитская, использовали в своих книгах и богослужениях сирийский язык, то есть христианско-арамейский. С ним несторианские миссионеры и прошли по Великому Шелковому пути до Китая и Монголии. К слову, именно они тайно вынесли в Европу в своих пустотелых посохах стратегический товар тогдашнего Китая - личинки шелкопряда.
И именно от арамейского письма происходят современные арабский, еврейский, грузинский, армянский, все индийские и даже корейский алфавиты. "В эллинистическую и раннехристианскую эпохи арамейский алфавит был позаимствован народами, проживавшими на окраине тогдашней ойкумены - грузинами, армянами, индийцами. С несторианскими проповедниками он проходит путь от Согда (Средняя Азия) до Дальнего Востока, послужив основой тюркским рунам, древнеуйгурской, старомонгольской, тибетской и корейской письменностям", - сообщает сайт "Семитология".
Наши источники
Что же до казахстанско-несторианского (если можно так выразиться) клада, то география нашей экспедиции по поиску пещеры, в которой в советские восьмидесятые чабан Асылбек нашел помимо кувшинов (с чем, так никому и не рассказал) древние свитки, и каменной находки художника Павла полностью совпадает. >Это район труднопроходимого шестикилометрового каньона, стиснувшего речку Женишке. Получается, здесь на рубеже прошлых тысячелетий прошли монахи-несторианцы. Кстати, профессор Павел Иустинович Мариковский, известный казахстанский ученый-энтомолог, биолог, археолог, путешественник, писатель-популяризатор, живописец и фотограф, предполагает, что они в этом походе несли с собой Евангелие от Матфея. И возможно, спрятали этот бесценный труд человечества - подлинник одного из четырех Евангелий - на нашей земле. О близости сенсационных находок говорят и пояснения казахстанского историка, автора более 200 научных статей Асылбека Бисенбаева: "Манихейские и христианские (несторианские и яковитские) общины существовали в VI-IX веках в городе Аргу-Талас (Тараз) и еще четырех семиреченских городах. На рубеже VII-IX веков несторианский клир добился обращения в христианство джабгу карлуков и образования особой карлукской митрополии: Всемирные торговые пути из Европы, Передней Азии в Индию, Китай, другие регионы были открыты не только для караванов с товарами, но и для идей. А их носителями были незаурядные личности. Основываясь на сведениях, содержащихся в "Житии святых Апостолов", ряд исследователей пришел к убеждению, что святой апостол Матфей проповедовал на территории, прилегающей к озеру Иссык-Куль, и был основателем местных христианских общин. В древней Киргизии апостол оказался по пути в Индию. Этот факт подтверждают письменные источники второго века нашей эры. В них упоминается о появлении в это время и быстром развитии христианства в Центральной Азии. К настоящему времени в Кыргызстане открыто более 700 христианских памятников, в том числе четыре монастыря... На территории Семиречья и в долине озера Иссык-Куль обнаружены сотни несторианских погребений с надписями на сирийском. Часто на них писали наряду с тюркским именем умершего его христианское имя".
Все на поиски сокровищ!
Чтобы не быть голословными, мы предполагаем этим летом совершить вторую экспедицию в указанный район и найти материальные следы пребывания несторианцев на казахстанской земле. Быть может, к тому времени свои рекомендации подготовят и ученые, к которым газета намерена обратиться. Более того, "Экспресс К" приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в этой экспедиции: не только свободных от рутины авантюристов, умеющих работать лопатой и щеткой, но и представителей науки, а также деловых людей, поскольку поиск древних сокровищ - шанс обессмертить не только имя, но и фирму. Надо ли говорить, что весь ход поисковых работ более чем подробно будет освещаться в нашей газете. Приглашение касается и всех остальных СМИ - находка того стоит!
Нури ТАМАЕВА № 84 (15986) от 12.05.2006
|