М.Урумбаев: Андижанский набат, или Что делали кыргызстанцы в бунтующем городе? 08:39 12.05.2006
Андижанский набат, или Несколько неудобных вопросов, на которые трудно ответить
Что делали кыргызстанцы в бунтующем городе? На юге в эти дни вновь оплакивают земляков, погибших во время мятежа в Андижане 12–13 мая 2005 года. В Ош в те дни привезли три тела. Якобы сердце людей подвело. Председатель одного из территориальных советов города утверждает, что еще несколько трупов были преданы земле родственниками без огласки, во избежание излишнего интереса со стороны. Кто–то нашел последнее пристанище на кладбищах Андижана. Кто–то вообще там пропал без вести. А кто–то исчез уже из Оша в неизвестном направлении. Остался навеки в чужой земле и Алишер А., кондитер из Оша, отец пятерых малолетних детей. В осиротевшей семье словно взяли обет молчания. - Что было, то было, от меня вы не услышите ни слова, - хлопнула дверью молодая женщина. - Говорят, что он был в составе какой–то антиправительственной группы, но не верится - примерный семьянин, скромный, вежливый, - рассказывает старик из соседнего дома. - Бес, наверное, попутал.
Известно, что вместе с узбекскими беженцами майским утром прошлого года пересекли границы родины около полусотни кыргызстанцев. А вот >неафишируемый факт: небольшие группы наших молодых соотечественников, выезжавшие накануне из приграничных районов Ошской и Джалал–Абадской областей в Андижан, организованно просочились обратно через кордон в других направлениях и растворились в Кыргызстане. Кто они такие, сколько их было, что проповедуют? Что делали на бушующих улицах? Отчего столь упорно игнорировали предостережения узбекской милиции, многократно в течение злосчастного дня просившей митингующих разойтись? В Андижане же, а позже и в Оше были задержаны по подозрению в участии в вооруженном мятеже молодые ошские кондитеры. Некоторые из них предстали перед узбекской Фемидой. Наши следственные органы располагают фотоснимками - южане кучкуются среди митингующих. Словно группы поддержки. Задержаны по материалам узбекистанских правоохранительных органов единицы: их, говорят, видели в Андижане с оружием наперевес. Большинство же на свободе: не пойман - не вор. - Очевидно, что далеко не все ехали в столь тревожные дни в чужой город "к теще на блины", но доказать их причастность к волнениям сложно, да и не наше это дело, - сказал в приватной беседе чиновник прокуратуры Ошской области. Добавим со своей стороны: есть факты, говорящие о том, что наши земляки отправились в соседнюю страну по чьему–то зову или собственному убеждению, но по заранее согласованному общему плану. И жаль, что нас эти "подробности" особо не заботят. Что у них на уме сегодня? Не для новых ли "свершений" затаились? Где еще выплывут "псы войны" из Кыргызстана? Под чьим знаменем? Не ударят ли когда–нибудь бумерангом по нам самим (имеется в виду общество) наши удивительные беззаботность и беспечность?
Плацдарм для чужой оппозиции? Говорят, что деятельность кондитерского цеха близ ошской чайханы "Сузак" была организована примерно по тому же принципу, что и предприятия последователей учения Акрома Юлдашева, осужденного Ташкентом как основателя и идейного вдохновителя религиозного течения акромистов. Внешне это (цех) было своеобразное экономическое сообщество братьев по вере, построенное на принципах взаимопомощи. Что внутри - не знает никто из посторонних. По словам местного чайханщика, мастера и рабочие цеха вели тихий, уединенный образ жизни, редко выходили за пределы помещения. Отличались набожностью, скромностью. Здесь поставим точку - ни предприятие (у него уже другие хозяева), ни его работники никого на демократичном юге не интересуют. Как и пребывание узбекских оппозиционеров. В том числе подпольных ячеек небезызвестной Исламской партии Туркестана (именно в содействии членам этой организации обвинены недавно задержанные спецслужбами Кыргызстана жители Оша и Узгена). Или деятельность базирующихся здесь зарубежных миссий, нацеленных на Узбекистан. Рассказывают, столь свободно и раскованно чужестранные оппоненты официального Ташкента не чувствуют себя ни в одной из сопредельных стран. Ну а местные деятели средней руки выступают все больше в роли ретрансляторов идей. Дело, конечно, благородное - быть причастным к победоносному шествию знамени свободы. Но прислуживать зарубежным "борцам", наверное, как–то тошно. Хотя деньги и не пахнут.
Кому не интересен разброс мнений? Странно, но факт. Мнения правозащитников и простых жителей южного региона относительно андижанских событий заметно расходятся. Так, первые однозначно обвиняют режим президента Каримова едва ли не в геноциде собственного народа. Вторые, скорбя по жертвам трагедии, склонны находить объяснение действиям официального Ташкента: мол, мятежники стреляли, убивали, за что и поплатились. Дескать, на них тоже кровь невинных людей, стянутых на площадь призывами о новом мироустройстве. Аналитики НПО, как правило, избегают размышлений об организаторах мятежа, акцентируя внимание на пострадавших. Среди населения же в ходу версия: религиозные радикалы наступают. Гражданский сектор приветствует усилия международного сообщества, приютившего беженцев из Узбекистана. В народе же нет–нет да и услышишь зловещее: придет время - Запад пожалеет... - Все дело в недостатке объективной информации, узбеки юга убаюканы передачами Ташкентского телевидения, - считает сотрудник правозащитной организации "Справедливость" (г.Джалал–Абад) Абдумалик Шарипов. В свою очередь "убаюканные" утверждают, что знают о внутриполитических коллизиях в соседней стране не только по ТВ. И многозначительно добавляют: Восток - дело тонкое... Наши правозащитники и чиновники единодушны в одном. Не принимают всерьез версии об участии внешних сил в андижанских событиях, твердя: всякие катаклизмы в той или иной стране - прежде всего результат внутренних социально–политических процессов. С аргументами насчет "внутренних процессов" согласен и я. Потому и не беру на себя смелость рассуждать о них, как ни ужасает трагедия соседнего государства. Как отозвался и может еще аукнуться андижанский набат на рубежах нашей страны - вот что для нас сейчас важнее.
Махамаджан УРУМБАЕВ 11 мая 2006 года. №85
|