В средневековой Киргизии существовал армянский христианский монастырь 00:41 19.05.2006
Мольба во мраке Если на свете действительно есть места, заключающие в себе ответы, то одно из них, несомненно, находится здесь, в восточной части иссык–кульского побережья, у большого глиняного холма, где кыргызстанские ученые обнаружили в прошлом году подземные ходы - предположительно остатки средневекового монастыря армянских братьев.
Отважный епископ Одним из доказательств того, что на территории нынешнего Кыргызстана жила община армянских братьев, служит найденный в Чуйской долине надгробный камень. На нем изображен украшенный крест с надписью на армянском языке: "Иисус Христос, Господь Бог". А вокруг в форме овала выведено: "Настоятель Иоанн армянский епископ. По армянскому летосчислению в 772 (то есть в 1323 году нашей эры) написан этот памятник". - То, что армянский епископ оказался в Средней Азии в начале XIV века, неудивительно. Армяне состояли в рядах монгольской армии, и часть из них была депортирована в Каракорум. Они торговали в китайских городах, - говорит вице–президент Национальной Академии наук Кыргызстана, академик, доктор исторических наук, профессор Владимир Плоских. - Удивительно другое: этот епископ путешествовал через неспокойную Чуйскую долину. Причина, потребовавшая его приезда, должна была быть достаточно веской - такой, как существование монастыря. О том, что он располагался на Иссык–Куле, говорит Каталонский атлас - всемирно известный документ. Он изготовлен примерно в 1375 году испанским географом Крескесом. На последнем листе атласа изображено озеро Yssicol, на берегу которого обозначен армянский монастырь. Помечено, что в монастыре хранятся мощи (или их часть) Святого Матфея. По узким проходам подземного монастыря продвигаемся осторожно и низко склонившись. Удивительно, но, оказавшись здесь, в абсолютной темноте, не испытываешь никаких фобий. Страх отступает, появляется долгожданное ощущение полного покоя и защищенности. Не проронив вслух ни слова, ты точно знаешь, что твоя мольба услышана. Там, под солнцем, ничего подобного не испытываешь...
Любовь - не картошка. А история? - По словам старожилов, в начале двадцатого века пещеры имели два яруса, об этом говорят и провалы в нишах. Здесь были найдены фрагменты средневековой керамики, - поведал старший преподаватель кафедры истории и культуры КРСУ Светлана Громова. - Отцу Сергию, настоятелю Каракольской церкви, одна из пожилых прихожанок рассказывала, как в детстве с отцом на лодке возили продукты монаху–отшельнику, который подныривал под водой в пещеру. В южной части городища, посреди посевной площади, есть провал диаметром два с половиной метра. Арендатор говорит, что отверстие в земле образовалось, когда там проехал трактор. Изначально глубина таинственной дыры была около шести метров. Сельчане стали забрасывать ее камнями, обломками кирпичей и всяким мусором, а на остальном пространстве посадили картошку. Есть предположение, что это и был подземный выход из города к берегу залива. А на другом берегу как раз находились пещеры. Расчисткой этого провала еще не занимались, это весьма трудоемкий и опасный процесс. Но если привлечь рабочую силу и соблюсти технику безопасности, то эту гипотезу можно было бы проверить. Научное сообщество "Ак–Булун" разрабатывает различные проекты по сохранению, изучению и развитию памятников культурного наследия Иссык– Куля. Ученые добиваются, чтобы этот уголок планеты был включен в Список всемирного наследия. - На протяжении трех лет мы ведем заочный диалог с коллегами из Армении, России и Казахстана - стран, где находятся аналогичные памятники, - об их изучении, сохранении и развитии, - поясняет культуролог, модератор проекта Татьяна Буримова. - Как показывает практика, основу культурного менеджмента составляет сотрудничество специалистов, которые сообща ищут единомышленников среди официальных лиц, меценатских организаций и местных сообществ. В нынешнем году при поддержке Фонда "Сорос - Кыргызстан" мы пригласили международных экспертов на Иссык–Куль, чтобы они своими глазами увидели уникальные объекты Курментинского городища и убедились, что оно на самом деле является ценным памятником Средневековья. Ожидания наших ученых оправдались, их гости были поражены увиденным. После совместной экспедиции было написано заключение и выдвинуты рекомендации, которые на днях будут переданы в правительство. - Прежде всего надо составить топографию городища, проект реставрации, начать противоаварийные работы, сделать охранную зону, чтобы устроить здесь музей–заповедник, - говорят заведующая лабораторией Казахского научно–исследовательского института по проблемам культурного наследия Людмила Дубровская и научный сотрудник Института археологии Министерства образования и науки Казахстана Борис Железняков. Кстати, в Южном Казахстане проводятся аналогичные раскопки. Так, в пещерах "Дастарбасы" найдено два валуна с четко выбитыми на них равносторонними крестами. Есть предположение, что они относятся к христианству. Правительство этой страны на разгадку тайн древности не скупится, поскольку понимает, что эстетический, научный, духовный, наконец туристический потенциал этих памятников огромен, и не использовать такой мощный ресурс - непростительно. Хорошо, чтобы это поняли и в наших "высоких" кабинетах. Может, в следующую экспедицию следует взять несколько парламентариев? Возможно, там, у священной пещеры, на них снизойдет озарение? Ведь недаром это место, заключающее в себе ответы...
Между тем В последней четверти XIX века в восьмистах метрах от Курментинского городища был возведен мужской Свято–Троицкий православный монастырь. Сейчас на этом месте находится семейный детский дом. По мнению ученых, весь этот комплекс - городище, пещеры, остатки Свято–Троицкого монастыря - после тщательного изучения и реставрации может стать интересным историко–туристическим объектом, который привлечет паломников из христианского мира и просто туристов. Это позволит создать еще одну зону отдыха и рабочие места для жителей близлежащих сел. И плюс ко всему, позволит улучшить условия детского дома.
Амалия БЕНЛИЯН.
|