О.Севастьянова: Отторжение от истории. Как повернуть кыргызов с площади в музей 00:05 25.05.2006
ОТТОРЖЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ. Как повернуть людей с площади в музей
"Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра". Эта строчка из детского стишка сейчас звучит как анахронизм. Свидание с историей, материальными свидетельствами деятельности наших предков, скопленная веками мудрость и опыт перестают быть потребностью в нашей повседневной жизни. Исчезает связь времен. Но как говорил Наполеон, кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки.
Вспомните, когда вы последний раз были в музее, приводили туда своих детей? На одной из пресс-конференций хранители старины констатировали: за пятнадцать лет суверенитета выросло целое поколение, не знающее, что такое музейная культура, которое воочию не видело, как жили их предки, из чего ели, на чем спали, чем украшали свои дома. Да, сейчас многим не хватает хлеба, но и душе нужно "питание". Эту душевную пустоту и заполняют часто представители многочисленных сект, религиозных направлений. Под видом знакомства с жизнью предков, их обычаями и традициями они вдалбливают в несформированное сознание молодежи чуждые идеи.
Человек должен знать историю своей и других стран не только по учебникам. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Духовное воспитание начинается с детства, говорит заведующая 145 детским садом Бишкека Гульнара Ибраева. Ее стараниями в дошкольном учреждении создан мини-музей кыргызского народа: передвижной дом кыргызов - юрта, головные уборы, одежда, предметы обихода, охоты, изделия народных мастеров. В перспективе они думают создать такие мини-музеи и других народов, живущих в нашей стране. Здесь с малых лет в игровой форме дети впитывают любовь к своему краю, к его истории. К тому же легко и естественно дети других национальностей с удовольствием изучают при этом кыргызский язык.
>Сейчас в республике 46 государственных, 30 ведомственных и 174 школьных музеев. Начало им было положено в 1925 году. Тогда в столице республики был открыт мемориал героя гражданской войны Михаила Фрунзе. Самый крупный исторический музей действует уже 75 лет. Появилось и первое частное собрание - музей истории техники, где собраны уникальные предметы, начиная с 18 века. Около 10 лет назад открыли художественный, нынешний Национальный музей изобразительных искусств. Начали появляться районные хранилища истории, мемориалы, посвященные историческим личностям - художнику Семену Чуйкову, Гапару Айтиеву, Ольге Мануйловой, поэту Аалы Токомбаеву.
Первая художественная экспозиция под открытым небом - музей скульптур - появилась в Дубовом парке Бишкека. Она стала примером для организации Ошского исторического заповедника, музея-комплекса "Манас-ордо". Но время беспощадно старит экспонаты. Их все труднее сохранить при хроническом безденежье музеев. Информационный исторический архив держится на энтузиазме хранителей, или как они сами себя называют "музейных крыс", зарплата которых в три раза меньше, чем минимальная потребительская корзина, говорит директор государственного Исторического музея Жумалы Момункулов.
Сейчас стал мало доступен для широкой публики Зоологический музей, переданный в ведение Академии наук. Резко проявилась и проблема по сохранению исторических памятников кыргызского народа. Они сконцентрированы в одном из древнейших регионов человеческой цивилизации - Центральном Тянь-Шане. Например, курганные насыпи Кенкольского периода, остатки городищ, караван-сарай Таш-Рабат, места паломничества - священная гора Чен-Добо и Сулейман-Тоо, которые расположены на Великом шелковом пути. Есть задумка сохранить Нарынскую область как экологический парк, чтобы можно было показать самобытную кыргызскую культуру.
Это, а также создание музея Коня - единственного в Средней Азии и реставрация средневекового городища Кошой-Коргон может стать основой для исторического и археологического международного туризма. Тогда и местные жители будут чаще знакомиться с деяниями своих предков. Совершенно ненормально, когда за год в музеях республики бывает около 450 тысяч человек или только третья часть всех школьников республики. Но это уже проблема менеджмента, говорит кандидат исторических наук, директор "Центра музейных инициатив" Чолпон Турдалиева.
Она полагает, что музеи вполне могут стать центрами отдыха и даже прибыли. Например, Метрополитен-музей в США или Британский музей ведут совместную работу с театрами, музыкальными учреждениями. Так, Нью-Йоркский музей современного искусства ежегодно получает доход в $30 млн. только от того, что создан сайт этого музея. Частью комплекса культурно-туристических и информационно-образовательных услуг стали две тысячи музейных сайтов в России.
В Кыргызстане пока нет музея, который бы имел полную электронную версию своего собрания, не говоря уже о портале или виртуальной выставке. Пока не завершена работа и по созданию электронной базы музейных собраний. Все это влияет на посещаемость музеев, устойчивость финансового положения и снижает возможность выхода кыргызских музеев в мировое информационное пространство.
Ольга Севастьянова 19/05/2006
|