М.Урумбаев: "Пушечное мясо" из Кыргызстана. Как вербуют в "Исламскую партию Туркестана" 08:34 26.05.2006
Жители улицы Тулебердиева в Узгене надолго запомнили эту картину. Стоит у калитки своего дома тихоня Акрам (имя изменено. - Авт.). В одной руке автомат Калашникова - держит на прицеле милиционеров, в другой - мобильный телефон, разговаривает, судя по всему, с подельниками. При этом успевает орать с перекошенным лицом: "Не подходи, всех перестреляю!"
В то раннее утро спецназ милиции и Службы национальной безопасности взял четверых пособников Исламской партии Туркестана. А вот Акраму и троим его сообщникам удалось уйти от преследования. Почти у всех дома при обыске обнаружены оружие и боеприпасы, поддельные документы, экстремистская литература.
Как рассказывают сотрудники местных НПО, мало кто в Узгене горюет по арестованным. "Все чувствовали - они затевают что–то недоброе", - сказал "Вечерке" уважаемый в округе аксакал. Это его сына, предпринимателя из Москвы, земляки–радикалы облагали данью "на правое дело".
Тревожная тенденция - "затевающих что–то" людей с оружием на юге все больше. Полистайте прессу последних месяцев и убедитесь сами. Буквально на днях, к примеру в Баткенской области, в доме бывшего имама при обыске обнаружены компоненты взрывчатки и патроны. Недавно автор этих строк имел "удовольствие" испытать на себе силу ненависти одного из таких молодчиков. Мой интерес к персоне погибшего во время андижанских событий 2005 года ошанина был воспринят его молодым соседом с бурным негодованием. Угрожая расправой, трясясь неизвестно от чего, он потребовал уничтожить сделанные мною записи, едва не разбил диктофон и фотоаппарат. Накричал на собственного родителя за согласие на интервью...
Кто они, действующие и потенциальные "дикие гуси"? Местные аналитики рисуют >портрет "средне-статистического" моджахеда. Он из среднего, а также нижнего сословия - ремесленник, мелкий торговец, человек из сферы услуг. Ему от 20 до 40 лет. Выходец из верующих семей (встречаются сыновья священнослужителей) или "впервые познавший настоящую веру". Он одержим идеей справедливого мироустройства по принципам избранного им вероучения. И готов лечь костьми за его торжество. Разъезжая по городам и весям, вербует рекрутов из недовольных сегодняшними реалиями молодых людей. Особое внимание выказывает парням из малообеспеченных слоев, безработным, тем, кто не востребован. На особом учете и в почете - лица с неустойчивой психикой, фанатично настроенные, легко поддающиеся обработке. Судя по всему, активисты все же происходят из ближнего зарубежья. Не случайно главными персонажами операций наших силовиков зачастую оказываются находящиеся в бегах граждане Узбекистана и Таджикистана. Но эти ловцы душ из–за кордона находят благодатную почву в южном Кыргызстане. Обрастают связями, единомышленниками. "Пособник Исламской партии Туркестана" - данный термин звучит все чаще, и не только в коридорах правоохранительных органов. При таком развитии событий, похоже, власть имущих не очень удивит, если в наших краях появятся пособники других, не менее известных одиозных сил вроде движения "Талибан" или "Аль–Каиды".
Отчего они воспряли духом? Созревал плод не один год, считают сведущие люди на юге. Промывают мозги новомодные зарубежные наставники давненько. А тут вроде бы настал час. В Кыргызстане бардак - только ленивый не пинает ногой власть. Режим Каримова в Узбекистане под беспощадным огнем Запада "за нарушение прав человека". Нет единства на антитеррористическом фронте. С другой стороны, и в защитниках свободы убеждений недостатка нет. Вот и решили, похоже: пора оправдать надежды богатых спонсоров. Поиграть мускулами, дать о себе знать. Кыргызстан между тем никогда не станет теократическим государством. Хотя бы по причине устоявшихся светских традиций. Религия, тот же ислам, не пустила среди жителей гор и степей глубокие корни. Попытки же внедрять здесь нетрадиционные вероучения, политизировать религию тем более обречены на провал. А вот вызвать настороженность друг к другу, взаимные упреки и обвинения среди различных групп населения, а то и внутриконфессиональную рознь, эти притязания могут. Симптоматична фраза, брошенная одним из горожан в интервью ошской газете "Итоги недели". В ответ на вопрос об отношении к затее активистов "Хизб ут–Тахрира" инициировать отзыв депутата местного горкенеша было заявлено: "...Пусть вообще едут куда хотят и там свою "республику Хизб ут–Тахрир" строят. Делать им у нас нечего". Борцы за халифат знают это прекрасно. И не мы в Кыргызстане, сдается мне, их первая цель. Нам, скорее, отведена роль некоего плацдарма. Надо сначала "навести порядок" в Узбекистане с его двадцатипятимиллионным населением. А там легче будет "обращать в свою веру" других. На этом отрезке "великого похода" иные наши соотечественники оказываются в роли пушечного мяса. "Это мой выбор, - заявил мне в Кара–Суу молодой человек, примелькавшийся в иностранных правозащитных изданиях как страдалец за убеждения. - И мое право как свободного человека". Он бравирует тем, что оружия в руки не берет. Но то, что его слово может обернуться кровью, его не волнует.
Махамаджан УРУМБАЕВ
***
Как бы не расколоть общество... В Аксыйском районе Джалал–Абадской области появилась группа молодых проповедников. Дааватисты (так их называют в исламе) ходят по селам и призывают людей избрать правоверную стезю, жить в молитвах и поклонении Аллаху. Оказалось, местная госадминистрация о деятельности "духовного десанта" осведомлена. Как рассказывают чиновники, при этом каких–либо нарушений закона не выявлено: каждый волен выбирать веру и агитировать за нее. Нет претензий к молодым пропагандистам и у местного духовенства. Иные сведения у правозащитников. По их данным, проповедники нередко проявляют нетерпимость к атеистам и инакомыслящим, а это чревато расколом в обществе. Так, имели место призывы, осуждающие "безбожников" и зовущие сторониться, бойкотировать их. Месяц назад в этом же районе была зафиксирована другая бригада дааватистов. Криминала в их действиях милиция также не обнаружила. Между тем местное население проявляет к агитаторам неоднозначное отношение. Одни всецело поддерживают новоявленных пастырей, ратующих "за мусульманский Кыргызстан". Другие обеспокоены возможностью разделения людей на разные лагеря. Третьи усматривают в призывах служителей в чалме проявления религиозной неприязни. "На меня уже посматривают косо - за то, что не совершаю молитву, - не скрывает тревоги молодой предприниматель из Кербена. - Боюсь, что настроят против меня всю улицу. А ведь в вере принуждения быть не должно. Придет время, сам найду дорогу в храм". "Ко мне захаживают молодые люди, спрашивают, когда в Россию уеду, предупреждают, чтобы дом продала только кыргызам", - рассказывает пожилая женщина. "Вечерка" попросила прокомментировать ситуацию директора Госагентства по делам религий при правительстве КР Омурзака Мамаюсупова. - Есть фетва и решение совета улемов мусульман Кыргызстана по правилам ведения даавата. Согласно им, проповедническая деятельность может вестись по направлению (путевке) Духовного управления мусульман и с согласия местной общественности. Законы Кыргызстана и международное право не ограничивают такую форму работы. При этом они должны считаться с местными условиями, уважать традиции, обычаи населения. Мы сталкивались с примерами иного рода. Люди на местах выражали обеспокоенность деятельностью всевозможных миссионеров. Бывало, проповедников просили немедленно покинуть тот или иной айыл. С соответствующим письмом мы уже обратились в совет улемов. При этом местные органы управления имеют право и возможность регулировать также и названную сторону жизни сообществ. В ряде мест совершенно справедливо просят проповедников показать необходимые документы и рекомендуют учесть местные условия и настроения людей. Словом, важно уважать права как местного населения, так и дааватистов, если они действуют в рамках закона, - заключил Мамаюсупов.
Досье "ВБ" По официальным данным, миссионерскую деятельность в Кыргызстане ведут религиозные организации более чем двадцати направлений. Большая часть религиозных агитаторов прибыла в страну за последние лет десять (более одной тысячи человек). Маршрут и круг деятельности последних оговаривается в соответствующих инстанциях.
Махамаджан УРУМБАЕВ
25 мая 2006
|