Э.Карабаев (глава кирпартии "Санжара"): Генеалогическая партия не синоним замшело-патриархальной 01:15 30.05.2006
Достучаться до небес (Интервью Эднана Карабаева газете "Вечерний Бишкек" 29 мая 2006 года)
Санжыра - в СМИ это чуть ли не мистическое понятие стало появляться все чаще. В связи с чем? Об этом наш разговор с руководителем партии "Санжыра", Чрезвычайным и Полномочным Послом КР, проректором по международным связям КРСУ Эднаном КАРАБАЕВЫМ.
- Эднан Осконович, почему ваша организация начала свою деятельность не с политических заявлений, а с публикации материалов о деятелях культуры, видных людях нашей эпохи, с пропаганды духовных ценностей? Как-то это нетипично.
Э.О.: В нашей программе четко прописаны задачи формирования благосостояния среднего класса. На наш взгляд, общество и электорат - это не одно и то же, и пора прекратить воспринимать человека в качестве урны для голосования. Мы хотим, чтобы партия "Санжыра" для каждого ассоциировалась с реальными делами, а не с пустыми обещаниями. Тем более что подобный подход соответствует ее названию. Термин "санжыра" включает в себя генеалогию народа и каждого отдельного человека. Это некий мостик между разными поколениями, между прошлым и будущим, это преемственность норм, позволяющих осмыслить себя и свой путь через духовное наследие земли.
К сожалению, когда речь заходит о санжыре, некоторые отождествляют ее с трайбализмом и клановостью и поэтому стараются скрыть как нечто замшело-патриархальное. Хотя это всего лишь система взаимоотношений и связей внутри общества, существующих в каждой семье. И заметьте, не только в кыргызской. Санжыра характерна для казахов, туркмен, башкир и других народов.
Помните присказку? Человек должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Так вот, санжыра и есть то самое дерево, корни которого держат дом и оберегают сына. Именно так, в виде Мирового дерева, обозначена первооснова мира в духовных традициях практически всех народов. Это золотое дерево древних египтян, железный дуб славян, космический ясень у греков, римлян и скандинавов. Оно поддерживало Вселенную. А в Китае были убеждены, что по нему можно подняться на небо. И у всех этносов на вершине кроны сидит орел – символ мудрости и державности. Имеется орел и на гербе нашей партии.
При этом, если опять-таки обратиться к мифологии, именно под Первым деревом рождались боги, появились Будда и Чингисхан. Даже в библейском мифе об Адаме и Еве дерево связано с началом рода человеческого, с началом человеческого единства, которое мы упрощенно пытаемся обозначить как глобализацию. При этом забывая, что основой глобализации является всего лишь Интернет и Международный валютный фонд, но никак не культура и духовность.
- Получается, санжыра – это система ценностей, на которой основаны взаимоотношения в социуме?
Э.О.: Скорее, принадлежность к определенному обществу, у которого есть своя шкала ценностей. Как гражданство, которое мы получаем, соглашаясь следовать законам выбранной нами страны. Более того, санжыра – это моральный кодекс, изменения в который может вносить только сам народ, причем это делается в течение жизни нескольких поколений. Хотя, как показывает история, основные заповеди проходили испытания тысячелетиями и при этом сохранили свою значимость. Почему? Потому что касались непосредственно каждого человека. Конечно, слово "человечество" звучит масштабнее, но каждый день на лестничной площадке мы встречаем не пять миллиардов людей, а соседа, у которого есть имя, радости и горести. И никакая конституция не научит нас уважать друг друга, кроме внутренней, духовной.
Это относится и к нашему восприятию Родины, державы. Можно издать указ, повелевающий любить свою землю, но если не передалось чувство гордости и ответственности за свой дом, вряд ли поможет законодательный акт. Можно проводить всенародные акции, а можно просто вспомнить одного конкретного человека, который много сделал для своей страны. Наша партия уверена, что, не помня своего прошлого, нельзя построить будущее.
- И все-таки, можно узнать цели и задачи вашей партии?
Э.О.: Наша цель – не просто заявить о себе, а реально способствовать возрождению страны. На наш взгляд, когда произошло невероятное смешение ориентиров, начинать следует именно с духовности. Мы хотим вспомнить, что народ – это не электорат, но достоинство и великие имена. Именно поэтому наша партия до сих пор не обозначила лидера. Ведь лидер – это человек, которому люди осознанно доверили представлять их интересы. Но никак не наоборот, когда создается партия имени такого-то человека. В нашем случае речь идет об интересах среднего класса, который, к сожалению, у нас в республике существует только де-факто. И это не просто красивые слова. Само название партии обязывает нас к такой линии поведения. Потому что санжыра - это человек. А мы партия каждого человека.
|